Глинка. «Камаринская»
Дата публикации: 21 октября 2023
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Михаил Иванович Глинка — основоположник русской классической музыки. Именно Глинка объединил традиции русской музыки с достижениями европейского искусства.
В детстве Глинка учился играть на скрипке, флейте и фортепиано. Он обожал русские песни, и любил слушать оркестр, принадлежавший его дяде. Музыканты часто приезжали играть в село Новоспасское Смоленской области — на родину великого композитора. Каждый приезд оркестра, оставлял в душе мальчика неизгладимое впечатление. Летом маленький племянник сам играл в оркестре, а иногда даже руководил им.
Позднее Глинка продолжил учиться в Италии и Германии, получил блестящее музыкальное образование. Композитор поставил перед собой сложную задачу — «выработать собственный национальный стиль».
Однажды Михаилу Ивановичу захотелось вместо сложных и больших произведений, написать несколько живописных пьес для оркестра. Он назвал их фантазиями. Глинка нашел некоторую близость между свадебной песней «Из-за гор, гор высоких», которую он слышал в деревне, и известной в то время плясовой под названием «Камаринская». Фантазия композитора разыгралась, и он написал оркестровую пьесу под названием «Свадебная и плясовая». Позже её назовут одним словом — «Камаринская».
Первая народная песня (особенно нравившаяся Глинке) — плавная, величавая, неторопливая и торжественная. В давние времена такие песни пели на свадьбах. Начинают музыкальную тему струнные инструменты, затем мелодию подхватывают деревянные духовые — это похоже на пение, когда один человек начинает песню, а другие продолжают.
Вторая народная тема — Камаринская — была широко известна и как песня, и как инструментальный наигрыш. Название этой плясовой произошло от словосочетания «Камаринский мужик», или «Камаринская дорога», одного из местечек в Орловской губернии.
В игривой «Камаринской» слышны быстрые переборы танцоров ногами, приплясывания, притоптывания. Мелодия подпрыгивает, перескакивая с ноты на ноту. Начинают «Камаринскую» скрипки, а затем к ним, будто новые танцоры, постепенно присоединяются и другие инструменты.
Шутливую, добродушную и жизнерадостную «Камаринскую» Глинка написал в необычной форме оркестровых вариаций (слово вариация обозначает «изменение» или «перемена»), поэтому в музыке сначала слышна тема народной песни, а затем уже она много раз повторяется, постоянно изменяясь.
«Камаринская» оказала большое влияние на развитие русской симфонической музыки. Недаром другой великий композитор Пётр Ильич Чайковский сказал замечательные слова, которые можно запомнить: «вся русская симфоническая школа в „Камаринской“ Глинки, подобно тому, как весь дуб в жёлуде».
Иллюстрацию выполнила учащаяся Жуковской детской школы искусств №1: Бондарева Ольга (12 лет).
Последние события
МАМТ откроет выставку к 75-летию Тителя
Московский академический Музыкальный театр посвятит выставку художественному руководителю оперной труппы Александру Тителю. Проект начнёт работу в день рождения народного артиста России, 30 ноября.
Коллекцию Щукиных представят в Пушкинском музее
Выставка «Неизвестный Щукин. Не только новое искусство» откроется 26 ноября в Пушкинском музее. Проект посвящён коллекции семьи Щукиных.
Музей МХАТ откроет выставку о «Чайке»
В МХТ имени Чехова готовятся к большой премьере — чеховской «Чайке». Первый показ состоится 30 ноября, а за два дня до спектакля музей МХАТ откроет выставку «От Константина до Константина».