Табула восьмая. Кащей Бессмертный

Дата публикации: 29 октября 2023

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Евгений Мравинский критично относился к своим записям, редко был ими доволен. Но однажды жена маэстро Александра Михайловна Вавилина, получив из Вены только что выпущенную пластинку дирижёра с музыкой из балета Стравинского «Аполлон Мусагет», не удержалась от прослушивания релиза. «Боже мой, ведь как играют… всё выверено, одухотворённо. Кто исполняет? Мне с моими так не сделать», — сокрушался маэстро. «Это ты, — сказала ему супруга, — это твой оркестр». Мравинский не поверил, пришлось показать ему конверт. Вглядываясь в свой портрет на обложке, великий мастер мыслями оказался в далёком прошлом, когда он делал первые шаги в любимой профессии. Её выбор напрямую связан с другим балетом Стравинского.
В голодные студенческие годы Мравинский устроился статистом в Мариинский театр. Там он познакомился с артистом миманса Николаем Черкасовым, будущей звездой советского кино. Одногодки, высокие, им нет ещё и двадцати. Обоих задействовали в постановке «Жар-птицы» на музыку Стравинского. В философской аллегории о добре и зле атлетичный Черкасов воплощал день и свет. Тощий Мравинский олицетворял ночь, царство Кащея Бессмертного. Он выходил на сцену в начале спектакля. Роль была короткой. По сюжету тёмные силы быстро погибали.
Табула восьмая. Кащей Бессмертный
Всё время, что шёл балет, вплоть до финального апофеоза, Мравинский стоял за первой кулисой. Его лицо было обращено к оркестру и дирижёру. «Я стал невольным свидетелем завораживающих движений рук человека за пультом. Я всякий раз восхищался его умением руководить чудодейственными звуками», — вспоминал потом Евгений Александрович. Дома Мравинский стал повторять дирижёрские жесты. Позже скажет: «Тогда и случилась моя „мануальная заражённость“.
Пройдёт немало времени и маэстро запишет фрагменты из музыкальной сюиты «Жар-птица», увековечит на плёнке «Петрушку» с его необузданной русской карнавальностью. А потом неожиданный кульбит. Берётся за запрещённый в СССР получасовой балет «Агон». Спектакль, привезённый американцами в нашу страну в «хрущевскую оттепель», в один голос назвали безыдейным. Музыку, основанную на двенадцатитоновой системе, сочли вредной для уха советского человека. Мравинский же услышал в партитуре живительную энергию, стройную картину бытия.
В зените славы Мравинский признается, что «всю свою жизнь будет бесконечно признателен Стравинскому за балет „Поцелуй феи“. Маэстро скажет, что в этой музыке, собранной из тем Петра Ильича Чайковского, автор воплотил „бесконечную человеческую любовь к величайшему русскому классику“.

Последние события

Оркестру «Таврический» — 15 лет

Оркестр «Таврический» под управлением художественного руководителя и главного дирижера Михаила Голикова отпразднует 15-летие 5 декабря в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии.

«В храм искусства и музыки пришла политика»

Ильдар Абдразаков впервые прокомментировал отмену спектаклей со своим участием в неаполитанском театре Сан-Карло. «Я верю, что смогу встретиться со своей аудиторией по всему миру», — заявляет бас.

«Петергоф» закрывается из-за непогоды

Парки «Петергофа» закрыли из-за сильного ветра. Сегодня, 25 ноября, не получится посетить Нижний парк, парк Александрия и парк Ораниенбаум, которые входят в состав музея-заповедника.