Табула седьмая. «Чёрт возьми, в угоду балету!»

Дата публикации: 23 сентября 2023

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Честное слово, если бы я знал, что он получит такую популярность и начнёт расталкивать локтями остальные мои произведения, я бы никогда его не написал», — в сердцах говорил Арам Ильич Хачатурян о «Танце с саблями» из балета «Гаянэ». История создания зажигательного номера полна неожиданностей и драматизма. «Танца с саблями» изначально в балете не было. Попал он туда против воли композитора.
Эвакуированный в начале войны в Пермь Хачатурян выполняет партийное поручение — сочиняет оптимистичную музыку, должную поднять патриотический дух народа. 700 страниц нотного текста, похоже, не убедили дирекцию театра в том, что автор полностью справился с ответственным заданием.
Балетмейстер-постановщик Нина Анисимова, совсем недавно чудом избежавшая сталинских лагерей, не спорит с начальством. За несколько дней до премьеры она просит Хачатуряна добавить в заключительный акт танцевальный номер. Композитор сначала наотрез отказывается менять финал балета. Но потом всё-таки соглашается.
Табула седьмая. «Чёрт возьми, в угоду балету!»
Почему? Испугался оказаться в немилости властей? Или принял профессиональный вызов, повинуясь зову горячей восточной крови? Так или иначе, композитор отправляется в гостиничный номер, где стоит жуткий холод.
Пальцы примерзают к клавишам старенького пианино, но затем работа закипает. За несколько часов Хачатурян создаст шедевр, поместившийся на «скромных» 10-ти страницах нотной бумаги. Отдавая хореографу партитуру этого номера, Арам Ильич в эмоциональном порыве напишет на титульном листе: «Чёрт возьми, в угоду балету!»
По иронии судьбы «Танец с саблями» довольно скоро начинает самостоятельную концертную жизнь. Послевоенная популярность пьесы снежной лавиной накрывает страны и континенты. В США «Танец с саблями» породил настоящий бум. Узнаваемый мотив «заряжен» там в барабаны музыкальных автоматов. Американцам невдомёк, что свои доллары они тратят на прослушивание дикой пляски курдов на свадебном празднике в армянском колхозе. В мощном ритмическом вихре они улавливают ритмы «родного» джаза.
Хачатуряна заокеанские кумиры называют не иначе как «мистер Сэйбрданс», то есть «мистер Танец-с-саблями». Композитора раздражает однобокий взгляд на его творчество. В конце концов в «Гаянэ» есть и другие эффектные танцевальные номера, к тому моменту выделенные им из «тела» балета и оформленные как симфонические сюиты. Но оркестры как будто загипнотизированы «Танцем с саблями». С первых секунд партитуры публика у дирижёра «в кармане», а через две с небольшим минуты зал взрывается овациями. К счастью, Хачатурян не стал заложником одной, пусть и гениальной композиции. Но это уже совсем другая история.

Последние события

Три оперы о человеке и войне

Вечер современной камерной оперы «Голоса времени. 80 лет спустя», посвящённый 80-летию окончания Великой Отечественной войны, пройдёт 22 июня на сцене Театрального зала Государственного Эрмитажа.

Музыковеду Всеволоду Задерацкому исполняется 90 лет!

Заслуженный деятель искусств России выдающийся музыковед Всеволод Всеволодович Задерацкий празднует сегодня 90-летие! Поздравляем с днём рождения!

Счастье быть артистом

Российский национальный музей музыки представил выставку, посвящённую 185-летию со дня рождения Чайковского, в четырёх европейских столицах — Риме, Париже, Люксембурге и Брюсселе.

Поиск по сайту