Табула тридцать вторая. Дирижёр

Дата публикации: 13 августа 2023

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Декабрь 1939-го, Нью-Йорк. В Главном зале Карнеги-холла аншлаг. Свободных мест нет даже на пятом ярусе, куда ведут почти полторы сотни крутых ступенек. На сцене Филадельфийский оркестр, но за его пультом, вместо маленького и подвижного Юджина Орманди, возвышается фигура, у которой всё «слишком»: рост, худоба, длинные руки… Это Сергей Рахманинов, и он выступает на первом фестивале имени себя.
Американская публика боготворит его как великого пианиста, знает, как композитора, но Рахманинов-дирижёр — это открытие. Поэма «Колокола» производит настоящий фурор, и трудно поверить, что маэстро не держал в руках заветную палочку уже многие годы, а его дирижёрский стаж связан в основном с Россией. Но даже там он был скорее вольным художником. Один сезон в театре Мамонтова, два — в Большом, отдельные спектакли в Мариинском и нерегулярные выступления в концертах, и это при том, что управлять оркестром его никто и никогда не учил.
Табула тридцать вторая. Дирижёр
Обладатель Большой золотой медали Московской консерватории вначале даже не знал, что показывать вступления нужно не только оркестрантам, но и певцам. С большого конфуза началась его карьера, зато потом был большой успех. И хотя злые критики порою называли его «жесты слишком скупыми, а руки неэластичными для дирижёра», они отмечали блестящий результат: оркестр всегда знал партитуру и играл с неимоверной отдачей. А всё благодаря огромному авторитету и железной дисциплине.
Если вы думаете, что интересная книжка на пюпитре — это открытие современное, таки нет. Музыканты прошлого этим тоже грешили, а ещё уходили покурить, если в партии были долгие паузы. Рахманинов строго наказывал и тех, и других, вплоть до увольнения из оркестра. Общался сухо и без эмоций, интриги пресекал. Его боялись, уважали и боготворили. Это позволяло играть в театре новые спектакли почти каждую неделю: «Онегин», «Пиковая дама», «Князь Игорь»… А в концертах были симфонии Моцарта и Чайковского, поэмы Листа и Рихарда Штрауса.
Говорят, что в частной коллекции хранится видео, где Рахманинов за пультом оркестра. Оно сделано в Америке в конце 20-х, но до сих пор не опубликовано. А из доступных известны лишь три аудиозаписи, и все — его собственные сочинения: транскрипция «Вокализа», поэма «Остров мёртвых» и Третья симфония. В её знаменитом Адажио маэстро добился невероятного звучания, и до сих пор ещё никому не удалось повторить эту магию.

Последние события

Корейская культурная волна

Двухдневный саммит АТЭС открылся в южнокорейском Кёнджу. Помимо экономических событий запланирована большая культурная программа, основанная на таком явлении как корейская культурная волна халлю.

Дмитрию Бертману 58!

Сегодня день рождения отмечает народный артист России Дмитрий Бертман! Президенту театра «Геликон-Опера», режиссёру-постановщику исполняется 58 лет.

Выставка и гастрономический оммаж

Бахрушинский музей 30 октября открыл выставку «Плисецкая. Полюс магии» в гостинице «Балчуг Кемпински Москва». Ресторан отеля подготовил специальное меню к 100-летию со дня рождения балерины.

Поиск по сайту