«Двадцать третий»

Дата публикации: 20 мая 2023

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Двадцать третий» — так называется новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко». Он поставлен художественным руководителем театра Евгением Каменьковичем по роману Ремарка «Чёрный обелиск», писателю, мода на которого в СССР пришлась на 60-е годы, наверное, потому, что прямодушные герои Ремарка — их слова и поступки, их неизбывная тоска по правде и честной жизни — были созвучны атмосфере тогдашней оттепели. Впрочем, недавно опубликованные данные свидетельствуют, что и в прошлом, 2022 году, Ремарк — по-прежнему в десятке самых продаваемых в России писателей.
Авторы инсценировки — Юрий Буторин и Владимир Топцов, они же — на мой взгляд, к сожалению, играют в спектакле главные роли: Топцов выходит на сцену в роли владельца погребальной конторы «Кроль и сыновья», а Буторин — в роли Людвига, бухгалтера той же самой конторы, которым всё трудней сводить концы с концами из-за сумасшедшей инфляции, — курс марки к доллару, всё более и более фантастический, но соответствующий реалиям Германии 20-х годов прошлого века, проецируется на цветную декорацию черно-белой проекцией, в стиле и духе тогдашней кинохроники.
«Двадцать третий»
Действие спектакля охватывает один-единственный год — весну, лето, осень и зиму и это — 1923 год, то есть перед глазами зрителей разворачивается жизнь небольшого кружка людей, связанных между собой кровными и отчасти любовными узами, в то же время — это жизнь небольшого германского городка и в то же время — это картины времени, исторического промежутка, короткого и неспокойного островка мирной жизни между двумя мировыми войнами. Для Ремарка, впрочем, и для театра это — из того, что запомнилось из юношеского знакомства с героями Ремарка, — «история запоздалой молодости», в которой жизнь решительно поделена на три цвета времени (почти как у Кшиштофа Кеслёвского), только в спектакле «Мастерской Петра Фоменко», каким его придумали художники Александр Боровский и Мария Боровская, цвета другие — черный — для погребальной мастерской и тогда и стены все чёрные, и все герои в чёрном, красный цвет — на всём и на всех — для легкомысленного варьете — ночного клуба «Красная мельница», желтый — для лечебницы для душевнобольных.
Мелькающие цифры стремительно дешевеющей марки не мешает вести душеспасительные разговоры — с хладнокровным врачом в лечебнице или там же — с участливым пастором… Эти разговоры, как и общение с девочками из «Красной мельницы» помогают коротать дни и ночи, но не в силах повлиять на продажи и уж точно не могут изменить неумолимый ход истории, Ремарку, в пору написания этого романа, тоже уже известный, — это «Три товарища» и «На Западном фронте без перемен» были написаны в 30-х и тогда же запрещены в СССР, а «Черный обелиск» — сочинение 56-го года, когда в СССР прошел знаменитый ХХ съезд, породивший массу иллюзий и давший старт краткосрочной Оттепели. Спектакль у Каменьковича получился длинным, идёт три с половиной часа и, как это получается как раз у Каменьковича, увлекающий зрителя в историческое далёко, впрочем, при более близком рассмотрении, время очень понятное, что сперва печалит, а потом, наоборот, радует: всё было и — прошло.

Последние события

Московская консерватория празднует день рождения

Московская консерватория 13 сентября отмечает день рождения. Выступят скрипач Равиль Ислямов и пианист Владимир Вишневский.

Балет на Патриарших

Ведущие артисты балета 13 сентября представят фрагменты известных постановок на понтоне Патриаршего пруда. Событие приурочат ко Дню города Москвы.

Танцевальный проект для детей

Телеканал «Россия-Культура» продолжает показ седьмого сезона танцевального проекта «Большие и маленькие». Сегодня, 13 сентября, выпуск посвятят современной хореографии.

Поиск по сайту