Татьяна Гринденко: «Мы сейчас все — opus posth…»

Дата публикации: 25 мая 2013

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В музыкальном сообществе Татьяну Гринденко называют исключительным явлением современной русской скрипичной школы. Однако её интересы никогда не ограничивались рамками академической музыки. В свое время она входила в состав одной из первых в СССР рок-группы «Бумеранг», а впоследствии организовала первый в России ансамбль барочной музыки…
Татьяна Гринденко — выпускница Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, ученица знаменитых педагогов — профессоров Б. А. Сергеева (Санкт-Петербург), Ю. И. Янкелевича и М. С. Глезаровой (Москва). Лауреат многих международных конкурсов, и в том числе конкурсов им. П. И. Чайковского и им. Г. Венявского, Народная артистка России. За выдающиеся достижения в музыкальном искусстве удостоена Государственной Премии РФ (2003).
Музыкальные интересы Татьяны Гринденко никогда не ограничивались рамками академической музыки. На заре своей музыкальной карьеры она входила в состав одной из первых в СССР рок-группы «Бумеранг», а затем в состав рок-группы «Форпост». Участвовала в различных авангардных акциях и фестивалях.
Татьяна Гринденко: «Это было удивительное время! Представьте себе, обычная классическая нотная скрипачка — я могла сыграть и Брамса, и Бетховена, все что угодно, но только по нотам. А без нот наступало оцепенение — нот нет, и я никто. И вдруг эти ребята, никогда не имеющие дело с нотами, постепенно вовлекли меня в этот мир, где нот не существовало, а существовало нечто другое — не знаки, а всё что за знаками. Это было счастье! Я с необычайным энтузиазмом погрузилась в это музицирование!..»
В условиях советского государства увлечения авангардной и рок-музыкой воспринимались как инакомыслие, и с 1978 по 1988 гг. артистическая карьера Татьяны Гринденко «погружается в молчание»: ей были запрещены гастрольные поездки, записи на радио и пластинки. Несмотря на это, в 1980 году она совместно с Алексеем Любимовым создает первый в СССР барочный ансамбль «Академия старинной музыки», использующий аутентичную манеру исполнения музыки XVII–XVIII веков, которым бессменно руководит до сих пор. Ансамбль в короткое время получил широкую известность и признание в Советском Союзе.
С 1989 года Татьяна Гринденко с «Академией старинной музыки» постоянно приглашается и играет с огромным успехом на международных фестивалях старинной музыки в Бостоне, Глазго, Потсдаме, Стокгольме, Утрехте, Шлезвиг-Гольдштейне, Штириарте, Бремене, Нойшвайштайне, Локкенхаусе, Кортрике, Райнгау, Вене и других.
Особый интерес представляет многолетнее творческое сотрудничество Татьяны Гринденко с Гидоном Кремером. Их музыкальному дуэту посвящены «Concerto grosso» № 1 Альфреда Шнитке, «Tabula Rasa» Арво Пярта, последняя композиция Луиджи Ноно «Нау que caminar sonando».
В 1997 году Татьяна Гринденко с «Академией старинной музыки» осуществила премьеру оперы Владимира Мартынова «Упражнения и танцы Гвидо» на фестивале «САКРО-АРТ» в г. Локкум в Германии. В 1998 году ею осуществлена музыкальная премьера оперы Б. Галуппи «Il Re-Pastore» в оперном театре г. Удине в Италии. А год спустя она становится музыкальным руководителем постановки спектакля «Моцарт и Сальери» (музыка — В. Мартынова, режиссер — А. Васильев) в Московском театре «Школа драматического искусства».
Татьяна Гринденко: «Вся моя жизнь проходит через такие персоны и персонажи, которые меня всё время направляют. И Гидон Кремер, и Владимир Мартынов — все эти люди в силу своего таланта и жизненных путей всегда отвечают для меня на вопрос „зачем?“ и „почему?“. Как Моцарт… Он как раз был тем человеком, который знал не названия нот, а всё, что за ними. На мой взгляд, Моцарт уже от рождения точно знал час своей смерти. Этот знак — он в нём есть… И я хочу заниматься такой знаковой музыкой! Я хочу общаться со знаковыми людьми! И Гидон Кремер по-своему отвечает для меня на вопрос „зачем?“ и „почему?“. Мартынов и вовсе посвятил этому целую жизнь…»
В 1999 году на базе ансамбля «Академия старинной музыки» специально для осуществления проекта «Новое сакральное пространство» был создан ансамбль OPUS POSTH. В основу коллектива была положена концепция композитора и философа Владимира Мартынова, определяющая как название ансамбля (opus posthumum — посмертная публикация музыкального произведения), так и современную культурную ситуацию. Суть концепции — осознание необратимости процесса крушения фундаментальных принципов, служащих базисом композиторской музыки, и рождения нового пространства музицирования. Не выражать и переживать реальность, но пребывать в ней — такова цель опус-пост-музыки.
В этом направлении осуществлены мультимедийные проекты: «Ночь в Галиции», «Времена года», «Русско-немецкий реквием», «Игры ангелов и людей», «Песнь Песней», «БАХ-2000», «Зимы не будет», «Песни обреченных», «Семь последних слов Спасителя на Кресте» и некоторые другие. В репертуаре ансамбля современные (XX в.) и новейшие (XXI в.) произведения западных и российских композиторов. Ансамблем OPUS POSTH выпущены диски «Гимны», «Ночь в Галиции», «Come in!», «Реквием и Стабат Матер», «Тетрактис», «PASSIONSLIEDER», «Литании Богородице» и «Семь последних слов Спасителя на кресте» И. Гайдна, признанного журналом «STRAD» — лучшим диском года (компании «CCn`C Records» и «Long Arms Records» при поддержке Фонда Форда).
Татьяна Гринденко: «Я сейчас не могу играть рок, потому что сегодня — это что-то совсем иное. С другой стороны, два года назад я побывала на фестивале музыки noise в Японии и была настолько впечатлена, что для себя решила — если я не вольюсь в ряды этой музыки, то я буду не я. Для меня существует ощущение течения времени — последние десять лет я остро чувствую, что зарождается что-то новое. Долгий период я практически не занималась классической романтической музыкой — меня в ней стопорило то, что она вынуждала меня вовлекать свои человеческие чувства, которые я по своей натуре не могу не вовлекать. Я в них впадала, и это меня стопорило. Мне это дико мешало, в отличие от старинной музыки, которая не называет ноты нотами, а просто есть „она“. Также и новая музыка — она ничего не называет, а просто есть „она“…»

Последние события

Лучшие будущие сериалы

Объявлены победители VII фестиваля российских сериалов «Пилот». Это один из ключевых смотров, на котором показывают пилотные эпизоды сериальных новинок.

Великая симфония Шостаковича прозвучит в ГАБТе

Симфонический оркестр Большого театра под руководством Валерия Гергиева исполнит Седьмую («Ленинградскую») симфонию Дмитрия Шостаковича в День памяти и скорби.

Россиянин прошёл в финал конкурса Паганини

Объявлены финалисты 58-го Международного конкурса скрипачей «Премия Паганини». Среди 24-х музыкантов один россиянин — Сергей Мкртичян.

Поиск по сайту