Олег Худяков: «Пока играется — играю…»
Дата публикации: 8 марта 2014
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В гостях у Владимира Молчанова — российский флейтист, педагог, дирижер, декан Факультета исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории, создатель ансамбля «Орфарион» Олег Худяков. В беседе он рассказал, с чего началось его увлечение аутентичным исполнительством, и за что рок-артисты любят флейту…
Олег Худяков одним из первых в России исполнил ряд произведений современных композиторов, среди них — С. Губайдулиной, Э. Денисова, П. Карманова, В. Мартынова, А. Шнитке и др. С конца 1970-х годов начал давать концерты на аутентичной барочной траверс-флейте — в составе ансамбля «Moscow Baroque Quartet» совместно с А. Любимовым, Т. Гринденко и А. Гринденко. «Мы были настолько поражены венскими записями „Страстей по Матфею“ Николауса Арнонкура, что принялись увлеченно заниматься этим делом, тратя на раритетные инструменты большую часть своих денег», — вспоминает Олег Худяков.
В 1991 году музыкант организовал ансамбль аутентичного направления «Орфарион», специализирующийся на исполнении музыки XVIII и XIX веков. Коллектив объединил в себе музыкантов, органично сочетающих академические принципы исполнения с современным опытом аутентики. Имя ансамблю дал старинный щипковый инструмент орфарион, название которого происходит от имен двух античных музыкантов — мифологического Орфея и Ариона, древнегреческого поэта, известного своим искусством игры на лире.
Олег Худяков честно признается, что не знает, кого в нынешнее время следует называть «великим композитором», зато отчетливо видит миссию исторического исполнительства:
«За всю историю музыки примерно до середины ХХ века, как правило, всегда исполнялась современная музыка. И если бралось какое-нибудь сочинение предшествующих эпох, то его обычно приспосабливали под современные тенденции. Например, я никогда не забуду свое шоковое впечатление от исполнения „Фолии“ Корелли в исполнении оркестра Берлинской филармонии (Йожеф Сигети — на скрипке и Отто Клемперер — за пультом): с точки зрения современного исполнительства, это, мягко говоря, звучало странно. Подобные аналогии можно найти не только музыке, но и в мировом искусстве. Например, Успенский собор во Владимире, на „улучшение“ которого Екатерина Великая выделила аж четырнадцать тысяч рублей (по тем временам баснословные деньги). В итоге иконостас рублёвских времён снесли, на его место поставили модный барочный, а в XIX веке и вовсе построили колокольню в совершенно ином стиле. А ведь люди искренне считали, что они „улучшают“. Нечто похожее произошло и с музыкой. Современное историческое исполнительство призвано через научную работу и концертную практику выполнять роль своеобразного растворителя, который бы „очищал“ произведение от приобретенных новых слоев. Что касается композиторов, то, мне кажется, например, что такое явление как минимализм в современной музыке не самодостаточен: он не существует сам по себе, поскольку смысл его существования был бы утрачен, если бы не существовало другой современной музыки. Это своего рода противопоставление, и кого в данном случае называть великим композитором, я, честно говоря, не знаю…»
Последние события
Культурное наследие страны
Владимир Путин в пятницу выступил на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума. Президент в своей речи затронул и сферу культуры.
Когда академическая музыка вызывает мурашки
На фестивале неординарных музыкальных событий SOUND UP прозвучит музыка современного американского композитора Брайса Десснера, который после группы The National покорил академическую сцену.
Объявлена программа «Зеркала»
Стали известны участники конкурсных программ XIX Международного фестиваля кино, музыки и архитектуры «Зеркало. Философия Тарковского». Он пройдёт в Ивановской области с 27 июня по 1 июля.