Музыка к Рождеству: Ян Дисмас Зеленка

Дата публикации: 10 января 2013

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Всякий раз, когда мы перешагиваем порог Нового Года, на душе становится особенно тепло, потому что уже через несколько дней наступает Рождество Христово. По следам этого светлого праздника в программе «Евромикс» звучит рождественская музыка чешского композитора эпохи барокко — «богемского Баха», как его называли современники — Яна Дисмаса Зеленки…
В центре внимания программы — сочинения композитора: «Магнификат» (большой концерт для солиста в сопровождении оркестра, 1727), рождественский мотет «O magnum mysterium» (1723), мотет «Chvalte boha silného» (на текст псалма 150 «Хвалите Бога во святыне Его») и рождественская месса «Missa Nativitatis Domini» (1726).
Ян Дисмас Зеленка — любопытнейшая фигура эпохи барокко: современник Баха, он родился в богемской Луоновице в 1679 году, и умер в Дрездене — в 1745 году. Музыке и игре на струнных инструментах он учился в иезуитском учебном центре «Клементинум» в Праге. В 1710 году композитор начал историю своей жизни и творчества в Дрездене, которому посвятил более тридцати лет.
Действительно, согласно архивам, с 1710 года имя Зеленки фигурирует в числе музыкантов Дрезденской польской капеллы короля Августа Сильного, где он играл на контрабасе. В последующие несколько лет он работал также в Праге и Вене, где, как говорят, изучал контрапункт под руководством знаменитого теоретика Иоганна Фукса, а также в Венеции, где занимался у Антонио Лотти. Некоторые историки склонны даже предполагать, что европейские странствия привели Зеленку в Неаполь — к самому Алессандро Скарлатти.
В 1719 году Зеленка возвращается в Саксонию, где проводит оставшуюся часть жизни (длиной в двадцать шесть лет) и служит в придворной капелле.
В 1735 году за многочисленные творческие заслуги композитору было пожаловано звание церковного композитора. И не случайно — среди произведений Зеленки, которого еще при жизни окрестили «богемским Бахом», немало литургических сочинений: месс, ораторий, реквиемов, кантат, мотетов, псалмов.
После смерти композитора его архив оказался собственностью королевского двора — копировать и издавать его произведения не разрешалось, и музыку Зеленки стали забывать; некоторые его рукописи погибли в годы Второй мировой войны.
Возрождение интереса исполнителей и публики к творчеству чешского композитора началось на рубеже 50-60-х годов XX века, когда в Чехословакии были опубликованы все сохранившиеся инструментальные и некоторые духовные произведения Зеленки.

Последние события

МАМТ покажет «Анну Болейн»

Премьерная серия показов оперы Гаэтано Доницетти «Анна Болейн» начнётся 25 июня в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Главную партию исполнит Хибла Герзмава.

На Сцене «Мельников» появится спектакль по Томасу Манну

Студенческий спектакль «Волшебная гора» войдёт в репертуар Сцены «Мельников». На новой площадке Театра на Бронной постановку по одноимённому роману Томаса Манна студенты ГИТИСа показали 19 июня.

«Голоса Суздаля» зазвучали

Начал работу фестиваль духовной музыки «Голоса Суздаля». Второй по счёту смотр открылся 21 июня концертом Московского мужского хора «Кастальский».

Поиск по сайту