Игра в судьбу: «Маскарад»
Дата публикации: 1 июня 2014
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
О непостижимом роке, хаосе жизни и русском романтизме авторы программы «Лабиринты» размышляют в связи с драмой двадцатилетнего М. Ю. Лермонтова «Маскарад»…
Евгений Жаринов: «Эта драма действительно романтическая — здесь присутствуют все архетипы, свойственные романтическому искусству. В частности — фатум. Среди прочего в мировой литературе фатум имеет такое средство выражения, как карточная игра. Вспомним „Пиковую даму“ Пушкина, „Счастье игрока“ Гофмана, „Игроков“ Гоголя, сочинения Одоевского. Вспомним, как заканчивается одна из частей романа „Герой нашего времени“ того же Лермонтова — „Фаталист“, где речь идет о картежнике Вуличе и об испытании судьбы. Таким образом, карты для романтического мироощущения становятся воплощением слепой судьбы и непостижимой предопределенности. Это мощный архетипический мотив всего романтического искусства. Ведь романтики всегда были убеждены в том, что никакой рациональной светлой закономерности в мире не существует, а все человеческие судьбы — это произвольное вращение колеса фортуны. Вот и лермонтовский игрок Арбенин — это образ, который вырастает из всей традиции карточной игры, пришедшей к нам из эпохи романтизма…»
Вспомним знаменитых картежников русской литературы — что их объединяет, и почему идея игры становится знаковой в творчестве русских классиков? Как интерпретируется любовь в драме Лермонтова, и каким образом это соотносится с романтическими представлениями самого автора? Что явилось ахиллесовой пятой для Арбенина? И какую версию пьесы следует считать окончательной?
Об этом и многом другом размышляем вместе с профессором Евгением Жариновым на радио «Орфей»…
Последние события
В Петербурге проведут фестиваль, посвящённый Свиридову
Фестиваль «Время Свиридова», посвящённый 110-летию со дня рождения композитора, пройдёт с 7 по 18 декабря в Санкт-Петербурге.
В Большом театре — снова «Мёртвые души»
На сцену Большого театра спустя полвека возвращается опера Родиона Щедрина «Мёртвые души». Зрители увидят восстановленную оригинальную постановку 22–23 ноября на Исторической сцене.
Мастерская «12» приехала в Сибирь
Мастерская «12» Никиты Михалкова отправилась на гастроли по Сибири. С 11 по 19 ноября артисты покажут спектакль «12» в трёх городах: Омске, Тобольске, Тюмени.


