«Книга Иова» — от Ветхого Завета до «Фауста»

Дата публикации: 1 декабря 2013

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Книга Иова» — одна из самых загадочных страниц Библии. До сих пор неизвестно, существовал ли Иов на самом деле или это всецело вымышленный персонаж. «Тем не менее, — замечает Евгений Жаринов, — именно здесь решается ключевой вопрос ХХ века — что такое добро и зло, и возможна ли диалектика между ними…»
По мнению крупнейшего немецкого философа и математика Лейбница, в «Книге Иова» природа добра и зла представлена наиболее полно, глубоко и непостижимо для человеческого разума. По жанру она близка драме. В ней несколько действующих лиц, среди них — Бог, Сатана, Иов и его друзья. С необыкновенной страстностью и огромной силой аргументации ведется спор на тему добра и зла, и космической справедливости. Исходный пункт спора — за что нужно угождать Богу, славить его и покоряться ему.
Бог полагает, что покорность человека, его служение Господу должны быть бескорыстными и совершаться по чистой любви. Сатана смотрит на вещи иначе, он усматривает в покорности человека Богу определенный расчет: «Разве даром богобоязнен Иов? — спрашивает он у Бога. — Не ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Но простри руку твою и коснись всего, что у него, — благословит ли он тебя?».
Недовольный Бог позволяет Сатане взять Иова на испытание. Тот доводит несчастного до крайней степени лишения и страданий — отнимает у Иова детей и имущество, насылает на него страшную болезнь…
«Мы живем в эпоху Фауста, — утверждает Евгений Жаринов, — когда ощущение богооставленности определяет мировоззрение человека». По мнению профессора, Иоганн Вольфганг фон Гёте неслучайно ставит «Книгу Иова» в самое начало своего основополагающего романа. В беседе с Эккерманом, своим секретарем, 18 января 1825 года Гёте признавался: «Пролог моего „Фауста“ имеет много общего с экспозицией Иова».
Евгений Жаринов: «”Фауст», как известно, является для всей немецкой культуры краеугольным произведением, из которого выходит всё то, что мы называем немецкостью. Но это не только достижение немцев, но и достояние всего мира. Сам Фауст, главный герой романа, входит в четверку принципиальных архитипов мировой литературы, наряду с Дон Жуаном, Дон Кихотом и Гамлетом, которые представляют собой некое сосредоточие философских идей, отражающих внутреннее интеллектуальное и духовное борение европейского человека на протяжении многих веков. «Фауст» — эта книга, выдающаяся во всех отношениях — начинается с «Пролога на небесах», который является ничем иным, как переложением «Книги Иова» на манер Гёте…»

Последние события

Пушкинский музей посвящает новую выставку памяти хранителя Марины Бессоновой

Пушкинский музей 23 сентября представляет выставку, посвящённую памяти Марины Бессоновой — искусствоведа, хранителя коллекции французской живописи XIX–XX веков.

Новый сезон в Капелле

Капелла Петербурга открывает сезон. Хор и Симфонический оркестр 19 сентября исполнят поэму «Колокола» и оркестровую сюиту «Симфонические танцы» Рахманинова. Дирижирует — Александр Чернушенко.

Передачу о Людмиле Максаковой посвятят юбилею артистки

Документальный цикл «Уроки мастерства» покажут 25 сентября на телеканале «Россия-Культура» к 85-летию актрисы Людмилы Максаковой. Артистка расскажет об учителях, родителях и коллегах.

Поиск по сайту