Фортепианные произведения Александра Скрябина
Дата публикации: 5 декабря 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В Концертном зале имени Чайковского «Солисты Москвы» и Юрий Башмет играют музыку наших современников — композиторов ХХ и ХХI веков Гии Канчели, Кузьмы Бодрова, Романа Леденева, Альфреда Шнитке. Юрий Башмет всегда был проводником новой музыки, многолетняя дружба связывала его со многими современными композиторами, и за его плечами — десятки премьер, в том числе сочинений, написанных специально для него. Некоторые произведения сегодняшней программы, такие, как «Метаморфозы темы И. С. Баха» Леденева и «Отражения» темы 24-го каприса Паганини в стиле Бетховена, Брамса, Чайковского, Прокофьева и Берга Кузьмы Бодрова, отсылают к ушедшим эпохам. Другие — как, например, пьеса Канчели «Time and again» и «Трио-соната» Шнитке — яркое свидетельство искренней и сердечной дружбы музыкантов. Недаром Альфред Гарриевич говорил о своем безграничном доверии Юрию Башмету при исполнении им своих новых опусов: «Ты можешь… делать, что хочешь: вот написано piano, а ты можешь играть forte. Я тебе это разрешаю».
В Камерном зале филармонии сегодня и завтра пианист Петр Лаул продолжает свой двухгодичный цикл, в котором будут исполнены все фортепианные произведения Александра Скрябина. На этот раз прозвучат избранные мазурки, прелюдии, поэмы, вальс и Четвертая соната, которая, несомненно, принадлежит к вершинам фортепианного наследия композитора. Это произведение чрезвычайно высоко ценил Александр Глазунов, неоднократно ее исполнявший в концертах и очень точно определивший ее художественные достоинства. По его словам, соната эта «оригинальна, преисполнена упоительных красот, и мысли в ней выражены с необычайной ясностью и сжатостью». Сам же Скрябин содержание сонаты описал в отдельной программе, в ее основе — мечта о далекой звезде, стремление к ней и, наконец, достижение мечты в ослепительно ликующей кульминации («Я пью тебя, о море света!» — так написал Скрябин об этом моменте). Интересно, что в цвето-звуковой гамме Скрябина тональность сонаты — Фа-диез мажор соответствует ярко-синему цвету, а как впоследствии выяснили астрономы, это цвет самых горячих звезд во Вселенной.
В Большом зале консерватории Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Алексея Верещагина исполняет музыку из кинофильмов — прозвучат мелодии Хорнера, Нормана, Маккартни, Морриконе и Роты.
А в Светлановском зале Московского международного дома музыки — своеобразное новогоднее превью: «Штраус-гала» в исполнении Симфонического оркестра Москвы «Русская филармония» под управлением Фабио Мастранджело и сопрано Дарья Зыкова. Зажигательные польки, галопы, марши и, конечно, прекрасные вальсы.
Последние события
Умер музыкальный критик Сергей Бирюков
Не стало музыкального критика, редактора отдела культуры газеты «Труд» Сергея Бирюкова. Он скончался на 75-м году жизни после тяжелой болезни.
Русский музей проведёт выставку работ Степана Эрьзи
Русский музей проведёт в 2026 году выставку к 150-летию со дня рождения художника Степана Эрьзи.
INTRADA сыграет Дэвида Лэнга
Музыку композитора-постминималиста Дэвида Лэнга можно будет услышать 2 декабря в Малом зале «Зарядье». Там выступит вокальный ансамбль INTRADA под руководством Екатерины Антоненко.