По ком страдает Вертер?
Дата публикации: 16 марта 2014
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Страдания юного Вертера» — роман, написанный молодым Гёте по следам собственного опыта несчастливой любви и связанных с ним душевных мук и переживаний. От отчаяния герой заканчивает жизнь самоубийством. Авторы программы «Лабиринты» размышляют о том, почему любовь толкает людей на совершение необратимых поступков, и как изменился бы ход истории, если бы примеру Вертера последовал не знавший покоя от страстей Наполеон Бонапарт…
Роман Гёте славился невероятной популярностью, а по Европе прокатилась целая волна так называемых подражающих самоубийств (в психологии явление получило название «синдром Вертера»). Впечатлительные молодые натуры, проводя параллели между собой и несчастным Вертером, читали роман, плакали, а затем стрелялись и выбрасывались из окон.
Евгений Жаринов: «В связи с этим я размышляю о том, какой же силой способно обладать художественное слово. Если сейчас взять молодому человеку и прочитать „Страдания Юного Вертера“, то он не только не задумается о самоубийстве, а, я боюсь, даже не до конца дочитает эту книгу, которая когда-то читалась на одном дыхании. Со временем очень сильно меняется эмоциональная культура и интеллектуальный склад людей. Ведь роман „Страдания юного Вертера“ заключает в себе сложнейший месседж, направленный прежде всего на современников Гёте — тех людей, которые были воспитаны на классической культуре и классической литературе. Ведь даже здесь чувствуется отголосок из „Энеиды“ Вергилия (школьная программа времён Гёте), где в загробном царстве Аида в миртовом лесу скрываются души несчастных любовников, окончивших жизнь самоубийством:
Всех, кого извела любви жестокая язва,
Прячет миртовый лес, укрывают тайные тропы,
Ибо и смерть не избавила их от мук и тревоги…
В романе это явно ощущается — что Вертер стремится покончить с жизнью как античный герой, чтобы как можно скорее оказаться в прекрасном миртовом лесу, который сулит блаженство и успокоение. Вот что так привлекало всех подражателей, всех изощренных современников и читателей Гёте: это почти по-гамлетовски — одним ударом кинжала разрешить ситуацию неразрешимых противоречий. И ведь Гёте, по сути, будучи еще только предвестником великого немецкого романтизма, будучи великолепным психологом и словотворцем, облекал (как будет впоследствии свойственно всей его поэтике) в эстетическое совершенство в общем-то страшный и непростительный для любого христианина грех.
Но я вернусь к той мысли, с которой начал: то, что было близко, и то, что являлось своеобразным спусковым крючком, для молодых людей той эпохи, читавших вместе с Гёте Вергилия и много чего еще, для нашего поколения предстает всего лишь, как некий курьез, который никого и ни на что никогда не подвигнет. И это, кончено, с одной стороны, хорошо — не нужно нам подражающих самоубийств. А с другой стороны, это свидетельство того, как утрачена наша эстетическая и художественная память…»
Последние события
Культурное наследие страны
Владимир Путин в пятницу выступил на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума. Президент в своей речи затронул и сферу культуры.
Когда академическая музыка вызывает мурашки
На фестивале неординарных музыкальных событий SOUND UP прозвучит музыка современного американского композитора Брайса Десснера, который после группы The National покорил академическую сцену.
Объявлена программа «Зеркала»
Стали известны участники конкурсных программ XIX Международного фестиваля кино, музыки и архитектуры «Зеркало. Философия Тарковского». Он пройдёт в Ивановской области с 27 июня по 1 июля.