Табула двенадцатая. Злой гений
Дата публикации: 26 ноября 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Знаменитое видео конца 50-х. За роялем плечом к плечу сидят двое в огромных очках с толстыми линзами. Узнаваемая яйцевидная лысая голова выдаёт Игоря Стравинского. Ему 75. Рядом — молодой человек с худым лицом, острым носом и тонкими ниточками плотно сжатых губ. Это Роберт Крафт. Уже 10 лет, как он служит у маэстро секретарём, вызывая пересуды, сплетни, зависть и вопросы, на которые до сих пор нет ответов.
Как бесталанный и неуравновешенный выпускник Джульярда, пытавшийся покончить жизнь самоубийством, оказался в доме, наполненном картинами Дали и Матисса, украшениями Картье и Тиффани? Стравинский после года переписки поселил незнакомого юношу у себя, а тот задержался почти на четверть века. Ходили слухи, что Боб, как называли его в семье, принадлежал чете Стравинских и душой, и телом, но подтверждений так и не нашли. Он заменил композитору всех его детей и внуков, вместе взятых, и стал третьим, самым любимым сыном. «Крафт — лучший дирижер моих старых, новых и ещё не написанных сочинений», — утверждал мастер и в противовес тут же бранил всех остальных. Он делил с Бобом место за пультом, доверял ему премьеры поздних партитур, например «Реквиема», которым очень дорожил. В итоге у этого весьма посредственного маэстро оказалась самая большая дискография с музыкой человека «тысячи и одного стиля».
Крафт монополизировал жизнь композитора — выпустил о нём шесть книг, включая диалоги. Теперь их остроумно называют «транскрипциями на тему Стравинский», ведь русского Боб не знал, а английский у мэтра был слишком плох, чтобы выражаться так ярко и витиевато, как изложил Крафт. Напрасно искать в этих мемуарах аутентичность, а вот ошибки — стоит. Их там немало.
Крафт «застолбил» своё место рядом с композитором не только в истории, но и на знаменитом острове мёртвых — кладбище Сан-Микеле в Венеции. Что это если не одержимость? Милый Боб планомерно, шаг за шагом проникал в жизнь Стравинского: секретарь, помощник, друг, сын, дирижёр, поверенный в делах, библиограф. И вот уже без него мастер шагу сделать не может. Именно Крафт разворачивает его в русло серийной музыки. Престарелый мэтр на восьмом десятке с его помощью осваивает сложнейшую технику, и появляются масштабные балет «Агон» и кантата «Потоп», которые нам ещё предстоит оценить по достоинству. Так кто же в сухом остатке мистер Крафт? Гений или злодей? Или, быть может, всего понемножку?
Последние события
Умер музыкальный критик Сергей Бирюков
Не стало музыкального критика, редактора отдела культуры газеты «Труд» Сергея Бирюкова. Он скончался на 75-м году жизни после тяжелой болезни.
Русский музей проведёт выставку работ Степана Эрьзи
Русский музей проведёт в 2026 году выставку к 150-летию со дня рождения художника Степана Эрьзи.
INTRADA сыграет Дэвида Лэнга
Музыку композитора-постминималиста Дэвида Лэнга можно будет услышать 2 декабря в Малом зале «Зарядье». Там выступит вокальный ансамбль INTRADA под руководством Екатерины Антоненко.