Актуальная музыка. Итоги

Дата публикации: 16 января 2013

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Вот и подошел к концу первый сезон цикла программ «Актуальная музыка», в рамках которого доктор искусствоведения Левон Акопян и ведущая радио «Орфей» Ирина Тушинцева встречались с наиболее значимыми отечественными композиторами современности в области академической музыки…
Гостями в студии радио «Орфей» были: (открывается в новом окне)Владимир Тарнопольский, Юрий Буцко, Ефрем Подгайц, Иван Соколов, Юрий Каспаров, Владимир Мартынов, Ираида Юсупова, Дмитрий Курляндский, Владимир Николаев, Фарадж Караев и Борис Филановский.
Вместе с ними мы пытались выяснить, что же такое актуальная музыка, и применима ли данная дефиниция, когда речь идет об академическом искусстве. Немало часов было посвящено обсуждению самых насущных проблем, существующих сегодня в сфере академической композиции, и тем сложностям, с которыми сталкивается композитор академического жанра в российской действительности, а также обширному комплексу вопросов, связанных с проблемами стилистики, музыкального языка, индивидуальных творческих взглядов и пр.
В нынешней заключительной программе авторы и ведущие цикла подводят итог серии встреч с российскими композиторами, еще раз обращаясь к самым животрепещущим темам, наиболее острым высказываниям и тому главному, ради чего создавался весь этот цикл — актуальной или неактуальной, но непоколебимой в своем звучании — отечественной академической музыке XXI века.
Ирина Тушинцева: Левон, как вы думаете, почему большинство из наших авторитетных гостей так или иначе негативно высказывались в адрес словосочетания «актуальная музыка»?
Левон Акопян: Да, и это неудивительно, потому что слово «актуальность» не очень хорошо вяжется с нынешней ситуацией в области серьезной академической музыки. То ли дело было совсем недавно, еще на моей памяти — в 70-80-х годах серьезная академическая музыка была действительно чем-то актуальным. Эта музыка реально затрагивала умы и души людей, собирала полные залы, пластинки расходились мгновенно. Все мы помним шумную славу Денисова, Шнитке и Губайдулиной — наших прежних ярких авангардистов. Тогда эта музыка была необходимой людям духовной пищей. Сейчас ситуация несколько изменилась, и слово «актуальность», к большому нашему всеобщему сожалению, не очень соответствует тому, как воспринимается и функционирует эта музыка в современном культурном пространстве. Поэтому, я думаю, большинство наших гостей отнеслись к этому термину, кто с иронией, кто с явным неприятием, а кто просто с историческим спокойствием. Так или иначе — восторга или энтузиазма по этому поводу мы не заметили…»
В музыкальной части программы:
— Ф. Караев. The Moz (art) of elite, постлюдия для симфонического оркестра (1990);
— Ю. Буцко. Lacrimosa для струнного оркестра;
— Ю. Каспаров. Симфония № 4 «Notre-Dame» (2008) .
Исполняет Симфонический оркестр радио «Орфей», художественный руководитель и главный дирижер — Сергей Кондрашёв.

Последние события

МАМТ покажет «Анну Болейн»

Премьерная серия показов оперы Гаэтано Доницетти «Анна Болейн» начнётся 25 июня в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Главную партию исполнит Хибла Герзмава.

На Сцене «Мельников» появится спектакль по Томасу Манну

Студенческий спектакль «Волшебная гора» войдёт в репертуар Сцены «Мельников». На новой площадке Театра на Бронной постановку по одноимённому роману Томаса Манна студенты ГИТИСа показали 19 июня.

«Голоса Суздаля» зазвучали

Начал работу фестиваль духовной музыки «Голоса Суздаля». Второй по счёту смотр открылся 21 июня концертом Московского мужского хора «Кастальский».

Поиск по сайту