Бронислава Нижинская — великий хореограф ХХ века

Дата публикации: 27 мая 2013

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Илзе Лиепа завершает свой рассказ о выдающейся женщине русского балетного искусства — Брониславе Фоминичне Нижинской. Начиная с 1920 года в прошлом балерина Императорского Мариинского театра и знаменитого «Русского балета» Сергея Дягилева всецело посвящает себя балетмейстерству. Этому делу она отдала почти полвека своей жизни и оказала громадное влияние на развитие новейшей мировой хореографии…
Сегодня имя Брониславы Нижинской по праву входит в число наиболее выдающихся и значимых хореографов ХХ столетия. А ее балетмейстерский дебют состоялся в 1916 году на концерте в Петербургском народном доме, где двадцатипятилетняя Нижинская впервые показала свою хореографию. Это были номера «Осенняя песня» и «Кукла», которые она исполнила вместе с первым мужем, танцовщиком Александром Кочетовским.
Илзе Лиепа: «Семь лет, проведенные в России в предреволюционном Петербурге, оказались для последующей творческой жизни Брониславы Нижинской необычайно важными. Как ни странно, эти политически неспокойные годы ознаменовались невероятным взлетом культурной жизни Москвы и Санкт-Петербурга. Город бурлил: создавались новые творческие мастерские, новые направления во всех жанрах искусства. Впитывая всю эту творческую атмосферу, Нижинская вырабатывала свой собственный стиль. От природы она была наделена сильным, волевым характером, и это было ее поддержкой, потому что по жизни ей пришлось вынести на своих плечах очень многое. Как говорится, характер — это судьба человека, и ее характер сделал ее судьбу. В ней всегда чувствовалась уверенность в себе, твердость в принятии решений и душевная выносливость. В то время приходилось в буквальном смысле бороться за выживание — это были голодные и холодные годы, проведенные вдали от всего того, что ей было близко и дорого, той творческой атмосферы, которую она так полюбила, работая в антрепризе Дягилева. Но тогда была юность и беззаботность, а сейчас — совсем другое время…»
Итак, за окнами 1915 год, в Петербурге неспокойно. Нижинская с мужем и дочерью уезжает в Киев, где создает школу движения, главной идеей которой было то, чтобы готовить танцовщиков для инновационной хореографии Вацлава Нижинского. Она еще не знает, что брат неизлечимо болен.
Лишь в 1921 году Брониславе удалось уехать в Париж, к Дягилеву, который поверил в балетмейстерские возможности Нижинской.
Илзе Лиепа: «Несмотря на свою обиду и разрыв с Вацлавом, Дягилев всегда ценил Брониславу как артистку и как личность. К тому же в то время ему был необходим русский хореограф, иначе терял смысл название „Русский балет“. Зная, что Бронислава пробует себя в качестве постановщика, он жаждет увидеть, что же она из себя представляет. Она ему нужна… А когда Дягилеву кто-то нужен, он способен добиться этого любыми способами…»
Она вернулась к Дягилеву, но уже совершенно иным человеком — со своим непоколебимым пониманием балетного театра, репертуарной политики и того, как должна выглядеть антреприза. К тому же она убеждает Дягилева пригласить в труппу учеников ее школы, среди них оказывается и Серж Лифарь, который вскоре станет новым премьером «Русского балета».
Вплоть до 1924 года Нижинская оставалась основным постановщиком в «Русском балете» и была единственной женщиной-хореографом у Дягилева. Здесь в 1923 году она создает свой главный шедевр — балет «Свадебка» на музыку Игоря Стравинского…

Последние события

Лучшие будущие сериалы

Объявлены победители VII фестиваля российских сериалов «Пилот». Это один из ключевых смотров, на котором показывают пилотные эпизоды сериальных новинок.

Великая симфония Шостаковича прозвучит в ГАБТе

Симфонический оркестр Большого театра под руководством Валерия Гергиева исполнит Седьмую («Ленинградскую») симфонию Дмитрия Шостаковича в День памяти и скорби.

Россиянин прошёл в финал конкурса Паганини

Объявлены финалисты 58-го Международного конкурса скрипачей «Премия Паганини». Среди 24-х музыкантов один россиянин — Сергей Мкртичян.

Поиск по сайту