Михаил Барышников на Западе: рождение звезды
Дата публикации: 25 февраля 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Продолжение юбилейного цикла передач к 65-летию всемирно известного танцовщика Михаила Барышникова. На этот раз Илзе Лиепа рассказывает о ленинградской жизни знаменитого артиста, его решении остаться на Западе и сенсационной зарубежной карьере за пределами СССР…
Вся советская балетная «карьера» Михаила Барышникова прошла в одном ленинградском театре — имени Кирова. За эти годы, с 1967 по 1974-й, он заставил говорить о себе как об одном из величайших танцовщиков в балетной истории. Он переиграл практически весь классический репертуар, но… Проблема для Барышникова как для гения, стремящегося максимально полно реализовать свои недюжинные способности, заключалась в том, что репертуар был слишком классический. Руководство советского балета вполне резонно полагало, что если классические постановки в их эталонном виде приносят мировой успех, то и не к чему в этом отношении что-то менять. А вот для Барышникова в очередной раз повторять то же, что делали его предшественники или делал он сам, становилось всё более невыносимым. Считается, что одним из основных факторов, подтолкнувших Михаила к мысли о кардинальных переменах в своей судьбе, стал его персональный творческий вечер, который ему полагался по статусу ведущего солиста театра и который состоялся в 1973 году. Барышников сам выбирал репертуар вечера, сам пригласил солидарных с ним в творческом плане хореографов, которые отошли от традиционной практики дуэтов, а поставили ему одноактные сольные номера. Успех творческого вечера у зрителей был потрясающим, а эксперты впоследствии назвали это представление апофеозом советского периода творчества танцовщика.
Казалось бы, теперь можно было двигаться и дальше. Однако руководство ленинградского театра недвусмысленно дало понять Барышникову, что никаких творческих изменений не будет. Так Михаил осознал, что в этой балетной системе он развиваться не будет. В 1974 году, во время гастролей театра в Канаде Барышников попросил политического убежища, став «невозвращенцем». Началась другая, американская жизнь Барышникова, благодаря которой его знают не только как гениального солиста классического балета, но и как ведущего танцовщика США, а также одного из реформаторов всего современного хореографического искусства (из очерка Александра Бабицкого «Михаил Барышников — балетный космополит»).
***
С 1974 года Барышников («Миша», как называют его в Америке) становится премьером ABT (American Ballet Theatre), где танцует широчайший репертуар от признанной классики до новейшего постмодерна, а также дебютирует как хореограф с собственной версией балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».
В 1978 году легендарный Джордж Баланчин приглашает его в свою труппу «New York City Ballet» (NYCB). Здесь Барышникова ждет новая волна оглушительного успеха в двух знаковых балетах знаменитого хореографа — «Аполлон» и «Блудный сын».
В эти же годы артист сотрудничает с лучшими балетмейстерами: танцует в спектаклях «Юноша и смерть», «Пиковая дама» и «Кармен» Ролана Пети, «Конькобежцы» и «Месяц в деревне» Фредерика Аштона, «Другие танцы» и «Опус 19» Джерома Роббинса, «Медея» Джона Батлера, «Весна священная» Глена Тетли, «Гамлет: сопутствующие» и «Подразумеваемое» Джона Ноймайера и многих других…
Последние события
«Голоса Суздаля» зазвучали
Начал работу фестиваль духовной музыки «Голоса Суздаля». Второй по счёту смотр открылся 21 июня концертом Московского мужского хора «Кастальский».
Петербургская консерватория покажет результаты реконструкции
Для жителей Северной столицы Петербургская консерватория проведёт экскурсии по историческому зданию, где завершается реконструкция. Такие планы озвучил ректор музыкального вуза Алексей Васильев.
«Национальная коллекция» принимает заявки
Конкурс профессиональных молодёжных ансамблей «Национальная коллекция» открывает приём заявок. Молодёжные ансамбли могут подать заявку до 20 июля.