Пушкинские балеты: «Бахчисарайский фонтан»
Дата публикации: 28 января 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Балет «Бахчисарайский фонтан» на оригинальную музыку Бориса Асафьева был поставлен балетмейстером Ростиславом Захаровым в 1934 году на сцене Кировского театра. С его появлением принято связывать возникновение нового танцевального стиля — так называемого драмбалета, на многие годы определившего лицо советской балетной сцены…
Композитор Борис Асафьев был идеологом направления хореодрамы в балете тридцатых годов XX века. Николай Волков оформил в 1932 году своё либретто в композиционную форму — балетную пьесу. Режиссёр Сергей Радлов создал крепкую драматургическую основу, выразительным средством которой стал язык жестов — пантомима. Балетмейстер Ростислав Захаров, изучавший систему Станиславского, также настоял на добавлении новых сцен: польского акта, возвращения Гирея после набега на Польшу (II акт), пляски татарских воинов (IV действие) и казни Заремы. По его просьбе в балете появился новый герой — Гирей. В драмбалете особое значение имела изобразительность танцевального языка танцовщика-актёра, каждая поза и жест которого получали смысловую нагрузку.
Илзе Лиепа: «...”Танец не должен быть самоцелью» », — любил повторять Ростислав Захаров. Для него сюжет всегда был основой балетного спектакля: он так решил, в это верил, и этой убежденности остался верен до конца своих дней. Своим творчеством он противопоставлял себя коллегам по балетной сцене — хореографам Касьяну Голейзовскому и Федору Лопухову, которые предлагали бессюжетные балеты. Каждый отстаивал свою правоту. Но я лично думаю, что в искусстве, как сказала однажды Галина Павловна Вишневская, нет первых — в искусстве есть личности. В каком бы жанре ни был задуман спектакль, если он сделан талантливо, то всегда будет производить глубокое впечатление на зрителя и иметь долгую сценическую жизнь, о чем еще раз говорит тот факт, что балет Ростислава Захарова «Бахчисарайский фонтан» до сих пор присутствует в репертуаре Мариинского театра.
Премьера балета прошла с немыслимым успехом: публика смотрела, затаив дыхание, а потом звучали продолжительные восхищенные овации. Это было откровением и это стало настоящим событием для театральной жизни Ленинграда! Ростислав Захаров, будучи отменным постановщиком, во всей полноте использовал свой режиссерский талант. В этом спектакле было удивительное чередование танцев, пантомимных сцен, кульминационных моментов, блистательно решенных режиссером. Каждому артисту было чрезвычайно интересно существовать в этом материале. И все же славу этому спектаклю создали его первые исполнители: двадцатичетырехлетняя Галина Уланова танцевала партию Марии, а Заремой стала ее одноклассница — замечательная балерина Татьяна Вечеслова…»
Захаров был очарован поэтическим смыслом и духовной красотой образа Марии в исполнении Улановой. Впоследствии великая балерина вспоминала: «...Мне хотелось вдохнуть живую душу в пушкинские образы на балетной сцене, для меня началась новая хореография…».
«Дуэт Заремы — Вечесловой и Марии — Улановой вошёл в историю балета, как образец выразительности и творческого взаимодействия партнёров на сцене», — писала критика того времени…
Последние события
МАМТ покажет «Анну Болейн»
Премьерная серия показов оперы Гаэтано Доницетти «Анна Болейн» начнётся 25 июня в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Главную партию исполнит Хибла Герзмава.
На Сцене «Мельников» появится спектакль по Томасу Манну
Студенческий спектакль «Волшебная гора» войдёт в репертуар Сцены «Мельников». На новой площадке Театра на Бронной постановку по одноимённому роману Томаса Манна студенты ГИТИСа показали 19 июня.
«Голоса Суздаля» зазвучали
Начал работу фестиваль духовной музыки «Голоса Суздаля». Второй по счёту смотр открылся 21 июня концертом Московского мужского хора «Кастальский».