Итальянки в России: Вирджиния Цукки

Дата публикации: 8 апреля 2013

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Цикл передач Илзе Лиепа посвящает итальянским балеринам на русской императорской балетной сцене. Одной из первых, покоривших русскую публику, стала Вирджиния Цукки, обладавшая не только виртуозной техникой, но и ошеломляющим темпераментом…
Илзе Лиепа: «Итальянки царили на русской сцене более тридцати лет. Такие исконно русские балеты, как „Лебединое озеро“, „Спящая красавица“, „Щелкунчик“, „Раймонда“, достались именно итальянским балеринам, как первым исполнительницам. Наконец, именно итальянской балерине — Пьерине Леньяни — принадлежит заслуга открытия главного балетного трюка — тридцати двух фуэте, который она впервые исполнила во время премьеры балета „Золушка“ (балетмейстеры Энрико Чекетти, Мариус Петипа и Лев Иванов) на сцене императорского Мариинского театра в Петербурге, 5 декабря 1893 года.
Как же случилось так, что выпускницы итальянских балетных школ оказались в России? Во-первых, императорский Петербург всегда живо интересовался тем, что происходило на европейских сценах: многие путешествовали за границей, привозили оттуда впечатления, делились ими, и имена знаменитостей передавались из уст в уста, пока не доходили до тех людей, от которых зависело приглашение той или иной звезды на русскую сцену. Конечно, незабываемыми для русской публики были гастроли в начале XIX века в Санкт-Петербурге и Москве выдающихся балерин Марии Тальони — той самой, которая первая поднялась на пуанты в балете «Сильфида», и искрометной Фанни Эльслер, чьи выступления проходили с огромным успехом. Но эти балерины не танцевали по контракту — они привозили свои спектакли и программы, устраивали бенефисы и уезжали обратно, собрав значительные гонорары и увозя множество подношений и любовь поклонников в своих сердцах…».
Появление на русской балетной сцене итальянской танцовщицы Вирджинии Цукки вызвало такой фурор, какого любители балета не помнили со времен Тальони и Эльслер. От итальянок ждали главным образом трюков и блестящей техники, но она оказалась еще и впечатляющей актрисой, умеющей танцевальными средствами создавать яркие художественные образы.
В Россию она попала довольно странно: ее привез Михаил Лентовский — выдающийся антрепренер, не имевший с балетом практически ничего общего. Он ставил в петербургском загородном саду «Кинь-Грусть» великолепные сборные представления. Особенно удавались ему феерии по романам Жюль Верна и историко-военные пантомимы. Оформление было роскошным, количество участников — огромным, исполнителей искали по всему свету. Кто-то рассказал Лентовскому про фантастическую технику итальянки…
Первое выступление Цукки в России состоялось летом 1885 года в феерии «Путешествие на луну» по роману Жюля Верна. в спектакле поставил балетмейстер Гансен, которого Лентовский переманил из Большого театра. Это был полный триумф. Все спектакли шли с аншлагом. Не только великосветская знать, но даже некоторые члены императорской фамилии, соблюдая строжайшее инкогнито, переодетые, тайком посещали антрепризу Лентовского. Шумиха, поднятая вокруг Цукки, привела к тому, что она получила приглашение танцевать в летнем театре гвардейского корпуса в Красном Селе — а там обычно выступали лучшие танцовщики Санкт-Петербурга. Это привело к заключению контракта на ряд спектаклей в Мариинском театре.
В ноябре 1885 года, при переполненном зале, Цукки дебютировала в балете «Дочь фараона». Так началось кратковременное и блистательное вторжение итальянских балерин на российскую сцену…

Последние события

«Ломоносов Фест» готовится к открытию в Архангельске

Третий фестиваль искусства, науки и технологий «Ломоносов Фест» пройдёт в Архангельске с 16 по 22 мая. Театральную афишу составят работы российских и абхазских коллективов.

Лариса Швейковская стала заслуженным артистом России

Главному хормейстеру Приморского филиала Мариинского театра Ларисе Швейковской присвоили звание заслуженного артиста России.

СТД вспоминает героев Великой Отечественной

Издательство «Артист. Режиссёр. Театр» совместно с Центральной научной библиотекой Союза театральных деятелей России выпустили книгу «Артисты Победы. Фронтовые бригады ВТО». 

Поиск по сайту