Иветт Шовире — «этуаль» французского балета
Дата публикации: 9 декабря 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Илзе Лиепа открывает рассказ о легендарной французской балерине — несравненной «этуаль» и многолетней приме Парижской оперы Иветт Шовире…
Она начала свою танцевальную карьеру в 1933 году и первую большую известность получила в постановках знаменитой звезды дягилевских сезонов Сержа Лифаря, возглавившего к тому времени балетную труппу «Гранд-Опера». Почувствовав новую пластику, предлагаемую Лифарем, Иветт Шовире заняла место примадонны в его спектаклях. Впоследствии о ней скажут, как о балерине, «сотворенной Лифарем».
В 1941 году она достигла высшего звания французского балета, став одной из самых заметных «этуаль» послевоенной эпохи. В своей книге балетный критик Вадим Гаевский пишет: «Как художник, как личность, Иветт Шовире — явление французского театра 40-50-х годов. Она преобразила традиционный исполнительский стиль. Блеск виртуозности она дополнила драматической патетикой жеста. Она внесла в балет интеллектуальную проблематику середины века. И она же вернула балету переживание, придав дистиллированному неоклассицизму Сержа Лифаря сладость и горечь французской мелодрамы».
Главной партией и сценическим талисманом в карьере великой балерины стала роль Жизель, где ее Альбертами в разное время были выдающиеся танцовщики балета — Эрик Брун, Мишель Рено, Юрий Алгаров, Рудольф Нуриев, Марис Лиепа.
Впечатления об Иветт Шовире в семье Лиепа овеяны личными воспоминаниями и встречами с выдающейся балериной.
«Мне посчастливилось встречаться с мадам Шовире в Париже, — рассказывает Илзе Лиепа. — Это был концерт звезд русского балета на сцене зала ЮНЕСКО, в котором я танцевала „Умирающего лебедя“ в редакции Иветт Шовире. Мой отец считал эту версию одной из самых выдающихся. В отличие от того варианта, который танцевала Майя Плисецкая, „Лебедь“ Иветт Шовире очень трогателен. Во всей миниатюре — безупречная концепция и драматургия: всё понятно, всё очень просто, но вместе с тем и очень наполнено. После концерта она подошла к нам — удивительная женщина, элегантно одетая, ее лицо было по-прежнему красиво и благородно. Она танцевала с моим отцом в „Жизели“, видела на сцене Андриса. В тот день мне было чрезвычайно приятно получить ее милостивую оценку моего выступления…»
Последние события
Пушкинский музей посвящает новую выставку памяти хранителя Марины Бессоновой
Пушкинский музей 23 сентября представляет выставку, посвящённую памяти Марины Бессоновой — искусствоведа, хранителя коллекции французской живописи XIX–XX веков.
Новый сезон в Капелле
Капелла Петербурга открывает сезон. Хор и Симфонический оркестр 19 сентября исполнят поэму «Колокола» и оркестровую сюиту «Симфонические танцы» Рахманинова. Дирижирует — Александр Чернушенко.
Передачу о Людмиле Максаковой посвятят юбилею артистки
Документальный цикл «Уроки мастерства» покажут 25 сентября на телеканале «Россия-Культура» к 85-летию актрисы Людмилы Максаковой. Артистка расскажет об учителях, родителях и коллегах.