Балет для детей

Дата публикации: 3 июня 2013

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В очередном выпуске программы Илзе Лиепа рассказывает радиослушателям о балетах, созданных специально для детей.
Размышляя о детских спектаклях, на ум в первую очередь приходят такие названия, как «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Золушка», «Коппелия».
«Однако насколько в действительности можно судить о том, что они адресованы детям?», — задается вопросом ведущая.
«Несмотря на то, — продолжает Илзе Лиепа, — что эти красочные балеты на сказочные сюжеты оценит по достоинству каждый, тем не менее, все они изначально создавались композиторами и постановщиками, как балеты для взрослых».
Сегодня, безусловно, во всех крупнейших театрах предусмотрен репертуар для детей — это не только модно, но и чрезвычайно востребовано. А что нам по этому поводу рассказывает история? Когда впервые начали ставить детские спектакли на музыкальной сцене? И существуют ли на свете всемирно известные балеты, посвященные самым маленьким?..
«Существуют!», — утверждает Илзе Лиепа и приглашает вас в увлекательный экскурс по истории детского балетного театра.
Еще в 30-е годы XIX столетия на сцене Большого был поставлен первый балет для детей «Хитрый мальчик и людоед» по мотивам сказки Шарля Перро «Мальчик с пальчик». А в середине XIX века из Петербурга в Москву перенесли спектакль, который прожил на сцене около ста лет — «Конёк-Горбунок, или Царь-девица» в хореографии Артура Сен-Леона на музыку Цезаря Пуни.
Впоследствии по следам этого спектакля в 1960 году появился легендарный балет Родиона Щедрина «Конёк-Горбунок», в котором Майя Плисецкая была непревзойденной Царь-девицей (постановщик — Александр Радунский). Больше Родион Щедрин детских балетов не писал, а «Конёк-Горбунок» еще неоднократно ставился на сцене в различных режиссерских редакциях. Одной из последних в 2009 году стала обсуждаемая постановка нашего современника Алексея Ратманского.
На сцене Большого театра запомнился еще один чрезвычайно популярный спектакль-долгожитель «Три толстяка» (1935 г.). Его создателями были — композитор Виктор Оранский и балетмейстер Игорь Моисеев, а в главной партии куклы Суок блистала Суламифь Михайловна Мессерер.
Говоря о детских спектаклях, невозможно пройти мимо одной традиции, которая сложилась в российском балете довольно давно — это балеты хореографического училища в которых танцуют сами воспитанники школы. В Москве такие спектакли идут на сцене Большого театра или Кремлевского дворца съездов.
В 1937 году силами учащихся Московского хореографического училища был поставлен первый детский балет на советскую тему «Аистенок», рассказывающий о дружбе Аистенка, пионеров и чернокожего мальчика. Спектакль на музыку Дмитрия Львовича Клебанова был создан в соавторстве молодых балетмейстеров Н. Попко, Л. Поспехина и А. Радунского, и впоследствии вошел в репертуар Большого театра.
С тех в постановках школы то и дело появлялись новые названия — «Цветик-Семицветик», «Грибники», «Семиклассница», «Волшебная флейта», Наш двор» и другие.
Среди российских детских балетов не менее примечательны и спектакли Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Среди них — «Снегурочка», «Золотой ключик», «Доктор Айболит».
70-е годы ХХ века были необычайно щедры на постановки детских балетов, однако самым ярким, до сих пор идущий с неизменным успехом, был балет «Чиполлино» по сказке Джани Родари на музыку Карена Хачатуряна. За постановку с энтузиазмом взялся киевский хореограф Генрих Майоров.
«Балет получился таким замечательным, что на него обратили внимание и Москва, и Ленинград, — вспоминает Илзе Лиепа. — Туда потянулись критики, балетмейстеры, артисты и, конечно, зрители. Спектаклю присвоили высшую награду — Государственную премию СССР, но само главное — „Чиполлино“ пригласили на постановку в Большой театр».
В «золотом» составе «Чиполлино» блистали первые артисты страны — Михаил Цивин (мальчик-луковка Чиполлино), Нина Сорокина (Редисочка), Андрей Петров (синьор Помидор), а в роли принца Лимона выходил Марис Лиепа.
Илзе Лиепа: «Все артисты куролесили на сцене как могли! Это можно было сравнить только с той атмосферой, которую пересказывают старые театралы, бывавшие на спектаклях первого МХАТа, когда юмору и подколкам не было конца. Этим они заводили друг друга и создавали какую-то неподдельную наэлектризованность спектакля. В наши дни балет „Чиполлино“ переехал на Новую сцену Большого театра, но по-прежнему зал на этом спектакле неизменно полон…»

Последние события

Лучшие будущие сериалы

Объявлены победители VII фестиваля российских сериалов «Пилот». Это один из ключевых смотров, на котором показывают пилотные эпизоды сериальных новинок.

Великая симфония Шостаковича прозвучит в ГАБТе

Симфонический оркестр Большого театра под руководством Валерия Гергиева исполнит Седьмую («Ленинградскую») симфонию Дмитрия Шостаковича в День памяти и скорби.

Россиянин прошёл в финал конкурса Паганини

Объявлены финалисты 58-го Международного конкурса скрипачей «Премия Паганини». Среди 24-х музыкантов один россиянин — Сергей Мкртичян.

Поиск по сайту