Леонид Якобсон. Путь вопреки…
Дата публикации: 17 февраля 2014
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Илзе Лиепа открывает рассказ о выдающемся советском балетмейстере, имя которого известно каждому профессионалу балета, а вот широкой публике — почти нет. Речь идет о первом постановщике балетов «Шурале» и «Спартак» — лауреате Сталинской премии Леониде Якобсоне.
Илзе Лиепа: «Леонид Якобсон — хореограф выдающийся и необыкновенный. Он стал открывателем нового стиля — своего собственного, ни на кого не похожего. В жизни ему удалось преодолеть множество преград: это и недоброжелательность со стороны властей и коллег, и нежелание других увидеть его талант в новом необычном прочтении хореографических миниатюр и спектаклей. Одним словом, его жизнь — это путь движения против течения. Якобсон всё время шёл и творил вопреки.
Его нет с нами уже более сорока лет, а наследие балетмейстера до сих пор живо; и обращаясь к его изумительному творчеству, понимаешь, что оно по-прежнему современно, интересно и способно открывать множество нового. По своему опыту могу сказать, что танцевать хореографию Леонида Якобсона очень и очень непросто. Когда-то в конце 60-х годов, уже в завершении своей творческой карьеры ему удалось создать в Ленинграде собственную труппу, которую он назвал «Хореографические миниатюры». Во многом это название подводило итог всего его творчества, потому что в миниатюре он был великолепен. В этой области ему не было равных: за маленькое количество сценического и музыкального времени Якобсону вместе со своими исполнителями удавалось прожить целую жизнь, а зрителю дать столько информации, что, увидев всего одну миниатюру, впечатление оставалось, будто ты посмотрел грандиозный спектакль.
Мне посчастливилось танцевать несколько миниатюр Якобсона, и это был замечательный незабываемый опыт. Я вспоминаю слова моего отца, который работал с балетмейстером; он говорил: «О-о, с Якобсоном работать было очень сложно, и безумно интересно, но очень сложно! Он так мучил твое тело, он требовал каких-то невероятных положений, совершенно, казалось бы, неестественных, но когда путем мучений и преодоления ты постигал этот рисунок, результат превосходил все ожидания». Быть может, именно то, что, входя в его хореографию, необходимо было преодолевать все эти мучения, в итоге создавало какой-то невероятный объем каждого исполнителя. Если кто-то сегодня из молодых попытается войти в хореографию Якобсона без мучений, то я боюсь, что там может не оказаться той глубины, которой достигали те артисты, которые работали непосредственно с мастером…»
Передача посвящена первым творческим успехам хореографа на балетной сцене, конфликту с Вагановой, переезду в Москву и постановке балета «Шурале»…
Последние события
Культурное наследие страны
Владимир Путин в пятницу выступил на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума. Президент в своей речи затронул и сферу культуры.
Когда академическая музыка вызывает мурашки
На фестивале неординарных музыкальных событий SOUND UP прозвучит музыка современного американского композитора Брайса Десснера, который после группы The National покорил академическую сцену.
Объявлена программа «Зеркала»
Стали известны участники конкурсных программ XIX Международного фестиваля кино, музыки и архитектуры «Зеркало. Философия Тарковского». Он пройдёт в Ивановской области с 27 июня по 1 июля.