Всепобеждающая «Весна» Мориса Бежара
Дата публикации: 9 июня 2014
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В цикле программ о выдающемся хореографе ХХ века Морисе Бежаре Илзе Лиепа рассказывает о расцвете творчества и ключевых балетах в сценической судьбе маэстро — «Весне священной» и «Болеро»…
В 1959 году Бежар получает приглашение от новоиспеченного интенданта брюссельского Королевского театра-де ла Монне Мориса Гюисмана поставить балет «Весна священная» на музыку Игоря Стравинского. Свой первый год руководства театром Гюисман хотел открыть балетом-сенсацией, поэтому его выбор пал на молодого и дерзкого французского хореографа. Бежар долгое время сомневается, однако провидение решает всё. Открыв однажды китайскую Книгу перемен «Ицзин», ему на глаза попадается фраза: «Блистательный успех, благодаря жертве весной». Хореограф воспринимает это как знамение и дает положительный ответ на постановку.
Илзе Лиепа: «Бежар сразу отказывается от либретто и от смерти в финале, как это было задумано у Стравинского и Нижинского. Он размышляет о тех мотивах, которые способны побуждать персонажей к тому, чтобы жить в этом спектакле. Внезапно он понимает, что здесь есть два начала — мужчина и женщина. Он услышал это в стихийной музыке Стравинского, и тогда он придумывает удивительную хореографию для кордебалета, который здесь являет собой единое тело — как будто единое существо. В своем спектакле Бежар занимает двадцать мужчин и двадцать женщин, и снова в ход идут его поразительные находки. Надо сказать, что по своей природе Бежар всегда был гениальным режиссером. Так, еще в юности он пробовал ставить драматические спектакли со своими кузенами и кузинами. Впоследствии этот уникальный дар проявился в том, как смело он разбрасывал группы танцовщиков по сцене. Именно из этого дара вырастет его способность осваивать гигантские пространства: он первый захочет ставить на огромных сценах стадионов и первый поймет, что балет может существовать в таких размерах. Здесь в „Весне священной“ это проявляется впервые; в финале мужчины и женщины воссоединяются, и, конечно, их друг к другу притягивает чувственное влечение. Танец и вся хореография этого спектакля невероятно свободны и изобретательны. Танцовщики одеты в одни лишь обтягивающие комбинезоны телесного цвета — таким образом издалека их тела кажутся обнаженными. Размышляя о теме этого спектакля Бежар говорил: „Пусть эта „Весна“ без прикрас станет гимном единения мужчины и женщины, неба и земли; танцем жизни и смерти, вечным, как весна…»
Премьера балета ознаменовалась безоговорочным, невероятным успехом. Бежар становится безумно популярным и модным. Его труппа меняет название на амбициозное «Балет ХХ века» (Ballet du XXe Siècle). А директор брюссельского театра Морис Гюисман предлагает постановщику и его артистам постоянный контракт…
Последние события
Возрождение «Ленфильма»
Минкультуры РФ и правительство Санкт-Петербурга будут вместе работать над возрождением старейшей отечественной киностудии «Ленфильм». Меморандум о сотрудничестве подписали на ПМЭФ.
Борьба продолжается
На Международном конкурсе имени Рахманинова определились участники III тура по специальности «Фортепиано». Это 8 человек: четыре российских пианиста, три из Китая и один из Великобритании.
Музыкальный опен-эйр в Клину
XI Международный фестиваль искусств Чайковского под художественным руководством Юрия Башмета откроется в Клину 27 июня. Основные концерты пройдут на открытом воздухе в музее-заповеднике композитора.