«Школа жён» в Театре имени Маяковского
Дата публикации: 4 сентября 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Премьера мольеровской комедии «Школа жён» в Театре имени Маяковского вышла полтора года назад, я был на премьере и вместе со всеми счел этот спектакль одним из лучших в теперь уже позапрошлом сезоне. После этого спектакль получил немало разных почетных номинаций на хорошие и разные театральные премии, но спектакль — дело живое и я не раз зарекался давать кому бы то ни было советы, вспоминая, что еще хорошее я видел в театре за последние год или два, — случалось, что, воспользовавшись советом, мои знакомые потом подыскивали слова, из которых можно было заключить, что за короткое время спектакль успел растерять свои лучшие качества. Но так случилось, что «Школу жён» этим летом Театр Маяковского привез в Нижний Новгород и, имея свободный вечер, я решил посмотреть спектакль еще раз. Качество, которым театр может похвастать нечасто: и через год с лишним после премьеры спектакль шел всё те же два часа 30 минут с антрактом, хотя даже строго организованный поэтический текст (а «Школа жён» у Мольера — это комедия в стихах) не мешает в других случаях артистам не то, чтобы расслабиться, но с удовольствием пользоваться возможностью эффектнее подать репризу, подчеркнуть рифму и так далее, от чего спектакль разъезжается по швам.
Не такова «Школа жён», поставленная тогдашним худруком театра Миндаугасом Карбаускисом. В этом спектакле чего ни коснись, — кажется, всё дисциплинирует актера и заставляет держать форму — и ритм стиха, и декорация, состоящая из нескольких наклонных платформ, то съезжающихся вместе в один большой помост, то разъезжающихся в разные стороны и тогда они становятся похожими на улицу, состоящую из череды домов, в одной ситуации — это интерьер дома, где стареющий Арнольф безуспешно воспитывает юную Агнессу, в другом случае — это улица и дом, где вдали от людских глаз, но все-таки не в заточении проводит дни и ночи Агнесса. Немало сцен актерам приходится играть, находясь на наклонных помостах, что тоже держит в тонусе.
Комедия, написанная 360 лет назад, за прошедшие годы и столетия, конечно, могла бы исчерпать комический потенциал, но спектакль получился живым, очень смешным, даже захватывающим, чему порукой и свежий перевод Дмитрия Быкова, который, надо отдать ему должное, не педалирует возможные актуальные темы и не добавляет ничего «от себя». Плюс — актеры, игра которых доставляет большое удовольствие: Анатолий Лобоцкий, стареющий Арнольф которого смешон, а в финале вызывает искреннее сочувствие, хоть его герой сам виноват в своих несчастьях. И наоборот — доставляет удовольствие, как ловко обводит вокруг пальца своего воспитателя Агнесса в исполнении Натальи Палагушкиной, одинаково высоким голосом и на одной ноте отвечающая на все вопросы и расспросы. Про всех остальных героев и актеров можно сказать, что здесь каждый на своем месте, как того требует театр Мольера, который эту комедию написал в момент самого что ни на есть семейного счастья, когда он сам, примерно такой немолодой, как его Арнольф, женился на Арманде, юной, как Агнесса в «Школе жён».
Последние события
Танец о любви
Прекрасный балет о победе любви над смертью идёт в Кремлёвском дворце. Музыкальное совершенство «Жизели» воплощает Симфонический оркестр радио «Орфей».
Необычные конверты к юбилею Капеллы
«Почта России» выпустила 50 тысяч памятных конвертов к 545-летию Академической капеллы Санкт-Петербурга. На конверте изображено здание Капеллы, построенное по проекту архитектора Леонтия Бенуа.
Умер музыкальный критик Сергей Бирюков
Не стало музыкального критика, редактора отдела культуры газеты «Труд» Сергея Бирюкова. Он скончался на 75-м году жизни после тяжелой болезни.