Век «Весны священной»
Дата публикации: 25 марта 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Выпуск программы «Балет FM», посвящен «Весне Священной» Игоря Стравинского в постановке Вацлава Нижинского и Николая Рериха в труппе Сергея Дягилева.
Из истории создания балета:
Замысел «Весны священной» относится к началу 1910 года. В «Хронике моей жизни» Стравинский рассказывает: «Однажды, когда я дописывал в Петербурге последние страницы „Жар-птицы“, в воображении моем совершенно неожиданно, ибо думал я тогда совсем о другом, возникла картина священного языческого ритуала: мудрые старцы сидят в кругу и наблюдают предсмертный танец девушки, которую они приносят в жертву богу весны, чтобы снискать его благосклонность. Это стало темой „Весны священной“. Должен сказать, что это видение произвело на меня сильное впечатление, и я тотчас же рассказал о нем моему приятелю, художнику Николаю Рериху, картины которого воскрешали славянское язычество. Его это привело в восторг, и мы стали работать вместе. В Париже я рассказал о своем замысле Дягилеву, который сразу же им увлекся. Последующие события, однако, задержали его осуществление».
Последующими событиями явились создание и постановка второго балета Стравинского. Лишь после премьеры «Петрушки» в июне 1911 года, вернувшись из Парижа в имение Устилуг, где композитор обычно проводил лето, он начал работу над взволновавшим его замыслом. Он встретился с Николаем Рерихом, вместе с которым еще весной 1910 года набросал первоначальный план балета. Художественному видению Рериха был свойствен пантеизм, излюбленной темой его творчества являлось единение древнего человека с природой. Работа шла быстро, увлеченно. Сценарий был закончен в имении княгини Тенишевой Талашкино, где Рерих, как и многие другие художники, поддерживаемые просвещенной меценаткой, проводил лето.
Хореография подробно обсуждалась с Вацлавом Нижинским, которого Дягилев рекомендовал Стравинскому в качестве постановщика. Нижинский, поистине гениальный танцовщик и актер, окончивший в 1907 году Петербургское балетное училище и начавший свою карьеру в Мариинском театре, с 1909 года был ведущим танцовщиком дягилевских Русских сезонов в Париже. Именно он воплотил главные роли в балетах Фокина «Видение розы», «Петрушка», «Карнавал», «Шехеразада», «Нарцисс и Эхо», «Дафнис и Хлоя». «Весна священная» стала одной из его первых постановок, в которой он решительно смел все каноны, в том числе сложившиеся и в фокинских балетах.
Экстремально новаторская партитура Стравинского, реализованная в не менее вызывающей постановке Вацлава Нижинского, «Весна священная» взломала прежние художественные стереотипы как в музыке, так и в хореографии.
Программы Илзе Лиепа на радио «Орфей» , посвященные столетнему юбилею легендарного балета, — это увлекательное погружение в темпераментную художественную атмосферу эпохи, когда грандиозный «Русский балет Сергея Дягилева» на заре восходящего модернизма будоражил всю прогрессивную Европу…
Последние события
«Национальная коллекция» принимает заявки
Конкурс профессиональных молодёжных ансамблей «Национальная коллекция» открывает приём заявок. Молодёжные ансамбли могут подать заявку до 20 июля.
Большой театр даст концерты в Бишкеке
Два гала-вечера ведущих солистов балетной труппы Большого пройдут на сцене Кыргызского национального академического театра оперы и балета имени Малдыбаева 24 и 25 июня.
От Беллини до Бернстайна
Концерт «Музыка без границ: от Беллини до Бернстайна» состоится в Большом зале Московской консерватории 29 июня. Прозвучат знаменитые произведения итальянских, французских и американских композиторов.