«В своем отечестве пророка нет»

Дата публикации: 1 августа 2011

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Нас ожидает простая история о не совсем обыкновенном человеке, а точнее — о совсем необыкновенном…
В его биографии многое удивляет и цепляет внимание любопытного: в колледже он прекрасный спортсмен — его тренер досадовал, что он слишком много времени проводит за роялем, а ведь иначе мог бы стать настоящим футболистом (!); позже, по окончании Йельского Университета — да и не у кого-нибудь, а у Горацио Паркера — самого, пожалуй, «ученого» композитора и теоретика в Штатах в конце XIX века, он превратился в успешного бизнесмена — владельца страховой компании, в большой степени заложившего основы современной системы страхования. Его деловые партнеры бывали немало удивлены, узнавав, что их коллега ко всему прочему пишет еще и музыку, как некогда в России друзья и соратники в буквальном смысле слова разрывали внимание и руководили вдохновением Александра Бородина — извечное противостояние физиков и лириков, в данном случае — химиков и композиторов. Но в отличие от всегда и во всем сомневавшегося русского коллеги, наш герой был абсолютно уверен в выбранном пути.
Однажды он произнес следующие слова: «Если у композитора есть очаровательная жена и чудесные дети, как он может позволить им голодать, посадив на диету из диссонансов?» К слову сказать, этот человек, как никто был предан своей семье — сначала отцу, а потом жене. Он искренно считал, что всей своей жизнью и творчеством обязан именно им двоим.
Всё в его жизни кажется «неправильным» или, по крайней мере, не сосем правильным. Как неоднократно говорили его университетские друзья, удивление вызывало абсолютно всё — от «неправильно» сочиненных мелодий до неправильно выбранной карьеры. Его жизнь неправдоподобна и с позиции творчества — композитор «воскресного дня» и любитель (как он сам себя называл) умудрился стать едва ли не основоположником академической ветви американской музыкальной культуры. Каким образом этот человек смог создать образ Титана и Пророка всей музыки ХХ века, в то время, как сам считал свое увлечение музыкой простым хобби?
«Иные сочиняли для денег, я — нет; иные для славы, я — нет; иные из-за любви, я — нет. Я на самом деле не сочинял вовсе. Я просто чистил дом. А все, что осталось, развесил на бельевой веревке». И это слова человека, который профессионально прошел весь композиторский курс в Йеле и овладел всеми мыслимыми на рубеже XIX–XX столетий музыкальными стилями — от старинных гимнов до симфоний Малера. Мы еще в этом убедимся…
Он же дважды «бросал» музыку: первый раз — по окончании Йеля в 1902 году, когда, оставив пост действующего органиста в одной из церквей Нью-Йорка, он, по собственным словам, счастливо помахал рукой музыке на прощанье; и второй раз — 24 года спустя, в 1926-м, когда 52-летний преуспевающий бизнесмен и — ночами и уик-эндами тайный композитор — практически окончательно расстался с нотной бумагой, посчитав себя творчески изношенным и истощенным в пору блестящих завоеваний мирового авангарда.
А ведь неудивительно, ведь он-то сам уже сделал все открытия без оглядки на своих современников и последователей. Игорь Стравинский стал автором известнейшего афоризма, который наперебой продолжают повторять и поныне все, кто соприкасается с творчеством нашего героя:
«Политональность; атональность; кластеры; микроинтервалы; случайность; статистический метод; техника перемещений; ритмическая пространственность; звучащая порознь, грубо-шуточная импровизационная музыка — все это открытия Айвза, полвека назад запатентованные молчанием тогдашнего музыкального мира. Собственно говоря, Айвз принялся закусывать нынешним пирогом до того, как кто-нибудь еще успел сесть к тому же столу»…
Дорогие друзья, просим любить и жаловать: маэстро Чарльз Эдвард Айвз!

Последние события

Три оперы о человеке и войне

Вечер современной камерной оперы «Голоса времени. 80 лет спустя», посвящённый 80-летию окончания Великой Отечественной войны, пройдёт 22 июня на сцене Театрального зала Государственного Эрмитажа.

Музыковеду Всеволоду Задерацкому исполняется 90 лет!

Заслуженный деятель искусств России выдающийся музыковед Всеволод Всеволодович Задерацкий празднует сегодня 90-летие! Поздравляем с днём рождения!

Счастье быть артистом

Российский национальный музей музыки представил выставку, посвящённую 185-летию со дня рождения Чайковского, в четырёх европейских столицах — Риме, Париже, Люксембурге и Брюсселе.

Поиск по сайту