О тебе я пою, или Зачем нужна симфония?

Дата публикации: 3 февраля 2014

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Очередная программа цикла «Век американской музыки» приглашает вас вновь заглянуть в историю музыкальной культуры США ХХ столетия. На этот раз крупным планом — несколько композиторов, которых объединяет один фактор — любовь к жанру симфонии…
Ирина Тушинцева: «Знающие люди могут меня упрекнуть — где связь между академическим жанром симфонии и веселым мюзиклом-сатирой 1931 года братьев Гершвиных на сюжет пьесы Джорджа Кауфмана и Морри Рискинда? Что общего между вполне солидным и респектабельным европейским жанром и легкомысленной квази-опереттой на сюжет о выборах американского президента? Причем этот мюзикл написан в тонусе нескольких „очень“: очень едкий, очень веселый, очень актуальный и т. д. На все это могу возразить: с одной стороны, не будем снобами, и начертим все-таки мостик между Европой и Америкой — тут гораздо больше точек пересечения, нежели противоположностей (как бы ни они старались лет сто назад себя друг другу противопоставлять). А с другой стороны — все совсем просто: мюзикл Гершвиных об Америке — о стране с ее достоинствами и недостатками. Несмотря на всю сатиру, в конце мюзикла исполняется центральная песня „Of Thee I Sing“ — „О тебе я пою“: о стране (пользуясь текстом известного хита советской эпохи, „до самых до окраин, с южных гор до северных морей — я другой такой страны не знаю…“ и т. д.). Песня Гершвиных приблизительно о том же — лишь с легким добавлением в конце каждого стиха „baby“: „О тебе пою, малышка“, — что, несомненно, добавляет песне известную долю иронии.
Собственно, вспоминаю обо всем этом только по одной причине: симфония в Америке всегда писалась приблизительно о том же; во всяком случае, в момент большой моды на этот жанр — где-то с 1920-х годов и до послевоенных десятилетий…»
О том, как изменились представления о симфонии с тех пор, и какой запомнилась симфония в период своего расцвета в Америке, говорим с Ириной Тушинцевой в программе «Век американской музыки».
В передаче звучит музыка Чарльза Айвза, Лу Хариссона, Вирджила Томсона, Аарона Копленда, Роя Харриса, Уолтера Пистона, Джорджа Антейла и Филипа Гласса.

Последние события

Культурное наследие страны

Владимир Путин в пятницу выступил на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума. Президент в своей речи затронул и сферу культуры.

Когда академическая музыка вызывает мурашки

На фестивале неординарных музыкальных событий SOUND UP прозвучит музыка современного американского композитора Брайса Десснера, который после группы The National покорил академическую сцену.

Объявлена программа «Зеркала»

Стали известны участники конкурсных программ XIX Международного фестиваля кино, музыки и архитектуры «Зеркало. Философия Тарковского». Он пройдёт в Ивановской области с 27 июня по 1 июля.

Поиск по сайту