Мария Бер: «Большую часть времени со своими студентами я занимаюсь внутренней работой…»

Дата публикации: 29 ноября 2013

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В повторной беседе с Лилией Виноградовой старейший концертмейстер и профессор Российской академии музыки имени Гнесиных Мария Наумовна Бер рассказывает о своем преподавательском методе. Что играть, кого слушать, на что обращать внимание в работе — на эти и многие другие вопросы она отвечает в программе…
Мария Бер: «В моем понимании мастер концерта — этот не тот, кто вышел и виртуозно сыграл, а тот, кто изначально создает образ того, что видит глазами в нотах музыкального произведения. Может быть, именно поэтому у меня никогда не было ощущения вторичности своего положения. Это происходит только тогда, когда внешний мир указывает тебе на твое место: например, когда объявляется вокальное сочинение, его исполнитель — певец, а фамилия пианиста не называется — она просто выпадает из исполнения. В таких ситуациях иногда испытываешь некоторое чувство обиды. Но в процессе работы я всегда себя ощущала за роялем кем-то наподобие демиурга, потому что точно знала — как я сыграю, так они и споют. И должна сказать, что они никогда не отказывали мне в этой моей позиции…»
«Любого студента на каждом уроке можно приподнять хотя бы чуть-чуть по сравнению с тем, с чем он пришел к тебе изначально. Более того — через сорок пять минут он должен уйти с осознанием того, что он что-то сумел», — убеждена Мария Наумовна Бер.
По мнению пианистки, невозможно хорошо петь о том, смысла чего не понимаешь. Поэтому со всеми своими учениками Мария Наумовна начинает не с разучивания нотного материала, а с чтения текста. Но не стоит ожидать дальнейшего прогресса, если не заниматься постоянным расширением кругозора. Поэтому чтение классической литературы, походы в театр и знакомство с современной музыкой — неотъемлемые составляющие образовательной концепции Марии Наумовны Бер.
В числе вокальной лирики, которую Мария Наумовна предлагает к изучению своим студентам — редко исполняемые романсы Даргомыжского, Танеева, Римского-Корсакова, вокальные циклы советских и российских композиторов — Кирилла Молчанова, Микаэла Таривердиева, Марка Минкова. Среди раритетов профессора — романсы Николая Метнера, вокальная сказка «Гадкий утёнок» Сергея Прокофьева, «Четыре строгих напева» Йоганнеса Брамса, цикл песен на стихи Матильды Везендонк Рихарда Вагнера, «стихотворения для голоса и фортепиано» австрийского классика Хуго Вольфа и другие редкости камерного репертуара, которые нечасто можно услышать на российской сцене.
В программе звучат избранные записи из личной фонотеки Марии Наумовны Бер.

Последние события

Пушкинский музей посвящает новую выставку памяти хранителя Марины Бессоновой

Пушкинский музей 23 сентября представляет выставку, посвящённую памяти Марины Бессоновой — искусствоведа, хранителя коллекции французской живописи XIX–XX веков.

Новый сезон в Капелле

Капелла Петербурга открывает сезон. Хор и Симфонический оркестр 19 сентября исполнят поэму «Колокола» и оркестровую сюиту «Симфонические танцы» Рахманинова. Дирижирует — Александр Чернушенко.

Передачу о Людмиле Максаковой посвятят юбилею артистки

Документальный цикл «Уроки мастерства» покажут 25 сентября на телеканале «Россия-Культура» к 85-летию актрисы Людмилы Максаковой. Артистка расскажет об учителях, родителях и коллегах.

Поиск по сайту