«Мессия» Георга Фридриха Генделя

Дата публикации: 13 апреля 2022

В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Ежегодно 13 апреля в России отмечают День мецената и благотворителя. Дата праздника связана с днем рождения римского аристократа Гая Цильния Мецената. Он был весьма близок с императором Октавианом Августом, вел в его отсутствие государственные дела и был своего рода министром культуры. Гай Меценат прославился как покровитель художников, артистов и музыкантов. Он организовал литературный кружок, в котором собрал поэтический цвет своего времени и принимал активное участие в жизни Горация и Вергилия. Крупнейший мастер итальянского рококо, художник Джованни Батиста Тьеполо запечатлел античного благотворителя как олицетворение скромности. По сюжету его картины главный герой подводит к императору представителей разных видов искусств, а сам при этом не просто находится вдали от центра композиции, но еще и пребывает в тени.
В этот день в 1519 году во Флоренции родилась Екатерина Медичи. Она стала супругой французского короля Генриха II, оказывала исключительное влияние на политику двора и некоторое время даже управляла Францией. К вопросам веры королева была вполне равнодушна, однако умело использовала религию для достижения политических целей, играя на противоречиях католиков и гугенотов. Ставкой в этой игре были человеческие жизни: считается, что именно она спровоцировала Варфоломеевскую ночь, во время которой по всей Франции было уничтожено около 30 тысяч гугенотов. Несмотря на титул «Черной королевы», Екатерина Медичи оказала серьезную услугу европейскому Ренессансу, растрачивая казну на талантливых художников, архитекторов и поэтов. В частности, благодаря ей во Франции расцвел так называемый «придворный балет». Этот вид праздничного развлечения королева привезла из Италии. В нем органично сплетались декламация, музицирование, пение и танец. «Балле де кур» считается прямым предшественником балета современного.
13 апреля 1742 года в Дублине, в Грэйт Мюзик-холле во время пасхального благотворительного концерта была впервые исполнена оратория Георга Фридриха Генделя «Мессия». Подготовка премьеры не была безоблачной. И дело не только в том, что автор постоянно вносил изменения в партитуру. В то время деканом Дублинского собора Святого Патрика был Джонатан Свифт. Человек, придумавший Гулливера, наложил временный запрет на исполнение «Мессии». Он добивался переименования произведения в «Священную ораторию» и требовал передать всю выручку от концерта местной больнице для умалишенных. В Лондоне это сочинение также встретило сопротивление со стороны служителей церкви, и, несмотря на библейское содержание, оно практически не исполнялось в храмах. Хотя оратория впервые прозвучала на Пасху, после смерти Генделя устоялась традиция исполнять «Мессию» зимой, в предрождественские дни.

Последние события