Пьер Монтё
Дата публикации: 4 апреля 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Многие историки склоняются к тому, что к 4 апреля 1147 года относится первое письменное упоминание Москвы. Согласно Ипатьевской летописи, в этот день князь Ростово-Суздальский Юрий Долгорукий созвал встречу своих друзей и союзников во главе с Новгород-Северским правителем Святославом Ольговичем. Письмо с приглашением содержало такую информацию: «Приди ко мне, брате, в Москов». В летописи «О зачале Московского княжения», пересказанной историком Василием Татищевым, сообщается, что это поселение было вотчиной суздальского боярина Кучки. Он чем-то прогневал Долгорукого, за что общепризнанный основатель Москвы боярина казнил и землями его завладел. Места эти в то время носили имя первого владельца. В берестяных грамотах встречается название Кучков или Кучково. Но название городу, вошедшее в историю, дала протекавшая в этих местах река Москва.
4 апреля 1875 года в Париже родился Пьер Монтё. В 9 лет он поступил в консерваторию, в 12 взял в руки дирижерскую палочку, а в 15 уже служил в оркестре парижской Опера-комик. В 1911 году Сергей Дягилев пригласил Пьера Монтё в свою антрепризу «Русский балет». Под управлением французского дирижера состоялись премьеры балетов Стравинского, Прокофьева и Равеля. Не менее плодотворно Пьер Монтё сотрудничал и с нью-йоркским театром Метрополитен-опера. Музыковеды отмечают его способность держаться в тени оркестра, упоминают ясность, точность и сдержанность его жестов. Во время выступлений создавалось впечатление, будто музыканты играют вовсе без дирижера. Сам маэстро говорил: «…быть слугой произведения — вот моя единственная цель». Современники непременно упоминали его невероятное трудолюбие и профессиональную ответственность — он не отменил ни одного концерта и однажды встал за пульт сразу после тяжелой автокатастрофы. В 2010 году музыкальный журнал «Би-би-си» включил Пьера Монтё в список двадцати лучших дирижёров мира.
4 апреля 1833 года благодарные читатели получили возможность пополнить свои библиотеки первым полным изданием стихотворного романа Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». Книга была отпечатана «с дозволения правительства» в типографии Александра Смирдина. Пушкин сочинял «Онегина» 7 лет, 4 месяца и 17 дней, почти всё это время находясь в ссылках. Роман появлялся в свете по мере написания — фрагментами, которые публиковали различные альманахи и сборники Санкт-Петербурга и Москвы. Первую главу, напечатанную в 1825 году, сам поэт предварил такими словами: «Вот начало большого стихотворения, которое, вероятно, не будет окончено». При жизни Пушкина его «роман в стихах» выдержал два издания. Через 40 лет после трагической дуэли поэта Петр Ильич Чайковский, прислушавшись к совету певицы Елизаветы Лавровской, задумал перенести «Онегина» на оперную сцену. Работа длилась около двух лет, а премьера состоялась в марте 1879 года. Также на сюжет пушкинского романа было снято несколько фильмов, поставлены драматические спектакли и создан балет.
Последние события
«Лолита» в Мариинке
В Мариинском театре в среду прозвучит опера Родиона Щедрина «Лолита», которая является репертуарной редкостью. Показ спектакля посвящён 125-летию со дня рождения писателя Владимира Набокова.
Потенциальные кассовые блокбастеры и не только
Фёдор Бондарчук сыграет старика Хоттабыча, а Александр Петров вернётся к роли Весельчака У. В Фонде кино прошла очная защита проектов от лидеров российского кинопроизводства.
«Золотая маска» вновь в ожидании изменений
Фестиваль «Золотая маска» будет возобновлён. В Москве вновь будут проходить показы спектаклей — номинантов Российской национальной театральной премии, пообещал Владимир Машков.