Курт Вайль
Дата публикации: 2 марта 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
2 марта 1911 года в Москве в зале Благородного собрания состоялось первое выступление хора Митрофана Пятницкого. Народная песня как высокое искусство — такое было впервые. В тот памятный вечер перед зрителями предстали 18 исполнителей: поющие крестьяне Воронежской и Рязанской губерний, настоящие, от земли и от сохи. В сопровождении гуслей и жалеек прозвучали народные песни, былины и причитания плакальщиц. Крестьянский хор Пятницкого высоко оценили Федор Шаляпин, Сергей Рахманинов, Иван Бунин и Антонина Нежданова. Уже в начале советской истории власти распорядились перевезти народных артистов из деревень в Москву и распределить их по городским заводам и фабрикам, чтобы они могли постоянно петь в столице. Так начиналась славная история Государственного академического русского народного хора имени Пятницкого.
2 марта 1900 года родился немецкий композитор Курт Вайль. Музыковеды не забывают упомянуть, что его ранние сочинения принадлежат к неоклассическому стилю. Сотрудничество с драматургами «левого толка», в первую очередь с Бертольдом Брехтом, почти полностью превратило его в театрального автора. Вайля упрекают в сознательном упрощении музыкального языка. Впрочем, ему удалось соединить серьезную и легкую музыку. Ярчайшая тому иллюстрация — написанная вместе с Брехтом «Трехгрошовая опера». В ней немецкие зонги — особый вид сатирических баллад — мирно уживаются с классическими традициями. Мелодии из «Трехгрошовой оперы» популярны до сих пор, а «Баллада о Мэкки-ноже» стала золотым джазовым стандартом.
2 марта 1717 года в лондонском театре Друри-Лейн зрители впервые увидели балет «Любовные похождения Марса и Венеры». Он был создан хореографом и теоретиком танца Джоном Уивером. Впервые на британских подмостках постановщику удалось обойтись без единого произнесенного слова. Спектакль, заложивший основы современного балета, состоял из шести коротких сцен и длился не более сорока минут. Все нюансы сюжета, все чувства и переживания героев передавали пластика и танец. Сюжет был взят из античной мифологии — богиня Венера обманывала супруга Вулкана с красавцем Марсом. Уивер наделил мифологических героев человеческими чертами. На премьере роль Марса была поручена парижскому гостю Луи Дюпре, партию Венеры исполняла английская прима XVIII века, несравненная Эстер Сэнтлоу, а сам автор первого британского бессловесного балета Джон Уивер, появлялся на сцене в образе бога Вулкана. Спектакль имел безусловный успех и в первый год был сыгран целых семь раз. Ровно три века спустя, 2 марта 2017 года, «Любовные похождения Марса и Венеры» были вновь показаны в Кембридже. Балет реставрировали с использованием авторского сценария, опубликованного 300 лет назад.
Последние события
Кустурица заявил о намерении получить гражданство РФ
Сербский режиссёр и музыкант Эмир Кустурица рассказал в интервью телеканалу «Москва-24», что собирается получить гражданство России и уже считает себя россиянином.
Льготные билеты на постановки Большого театра распространят в ближайшее время
Льготные билеты на оперные и балетные постановки Большого театра, включая балет «Щелкунчик», распространят среди соответствующих категорий граждан в ближайшее время. Об этом сообщил Валерий Гергиев.
Владимир Путин поприветствовал участников конкурса «Партитура»
Президент России Владимир Путин направил приветствие участникам, экспертам и организаторам III Всероссийского конкурса молодых композиторов «Партитура». Телеграмма опубликована на сайте Кремля.