Тайны вокальной речи: Резонансная теория. Передача вторая
Дата публикации: 28 марта 2010
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Сергей Яковенко продолжает, начатую в прошлой программе беседу с профессором Владимиром Петровичем Морозовым о его авторской теории резонансного пения. Из этой программы Вы узнаете о загадочной точке Морана, что находится в области нашего твердого нёба, и о ее значении для серьезного певца, а еще о поразительных ощущениях, когда звук может сочиться из глаз или висеть на кончике носа…
О феномене полетности: «Есть голоса, которые вас могут буквально оглушить, подавить своей мощью в небольшом помещении. Но когда такой голос, бас или баритон, выходит на сцену — не слышно. <…> Это и есть совершенно фантастическое важное свойство певческого голоса. Еще итальянские дирижеры произносили такой термин — „metallo falso“ (русск. „ложный металл). Он даже звенит, вроде у него есть форманта, но он не летит в зал. Он тонет в оркестровой яме. В чем дело?
Вот мне довелось однажды слушать тенора Толини. Гастролер итальянской оперы прекрасно звучит — все слышно, все ярко! И вот мы в антракте, я помню, подошли: «Маэстро, спасибо Вам! Мы в восторге! Может, Вы поделитесь секретом, как Вы это поете»? Ну, он так очень вальяжно разрешил нам потрогать, как он дышит и прочее. Мы просим: «Ну, спойте, Маэстро»! Он спел. Мы: «Маэстро, ну, пожалуйста, спойте полным голосом, как Вы пели, когда мы Вам аплодировали». Он говорит: «А я так и пою». Фантастика! Даже Джанни Раймонди говорил, что если вам хорошо слышно в маленьком помещении — это первый признак того, что вы не будете слышны в зале».
О спектральном анализе голоса: «Сначала мы заподозрили, что здесь роль высокой певческой форманты является важной. И мы посвятили очень много исследований этой теме. Да, это так, высокая певческая форманта обеспечивает полетность певческого голоса. Но все-таки, если мы возьмем звук высокой певческой форманты и воспроизведем его на сцене, то уверяю вас, что он не дойдет до многих слушателей — оркестр его заглушит. Здесь я привожу пример копья. Высокая певческая форманта — это наконечник копья. А низкая — его древко. Если бы охотники пользовались одним копьем, вряд ли бы они смогли одолеть даже мелкое животное. А вот древковым оружием богатыри в средние века на турнирах друг друга пронзали и даже латы пробивали. Значит, это самое древко — это и есть низкая певческая форманта. И сейчас выяснилось, что это гармоническое соотношение между высокими и низкими певческими формантами и является секретом полетности звука».
О практическом применении резонансной теории: «Высокая форманта и низкая форманта — что это такое? Это ведь не просто акустический звук — это отражение работы резонаторов. <…> Резонансная теория имеет пять выводов, которые нацелены на практику. Здесь есть очень хороший способ контролировать резонансный процесс голосового аппарата. Можно контролировать и с помощью слуха. Но слух наш не безупречен в отношении контроля собственного голоса. Знаменитая сегодня американская певица Рене Флеминг говорит: „Мы не слышим себя, особенно на сцене. Как бы я хотела свои уши отделить от своего тела и поместить где-то в конце зала. Но это невозможно, и мы вынуждены поручать роль своих ушей тем, кому мы доверяем“. А почему так происходит? Мы же голос свой слышим не только снаружи, но и изнутри. Вот заткните уши и вы услышите себя — там же барабанный бой получается, потому что он попадает в слуховые органы с других концов. Поэтому тембр совершенно иной. Когда человек в первый раз слышит свои записи на магнитофоне, он всегда удивляется: „Да это не мой голос! Неужели я так говорю“? Да, это вы.
Так вот есть у нас один специфический орган чувств, который единственный не подвержен ни шуму, ни этому эффекту «чужих ушей». Это — вибрационная чувствительность. Когда работают резонаторы, у нас все вибрирует, все дрожит. Есть специальные зоны, которые, особенно при хорошем резонансном пении, фокусировано ощущаются певцом. <…> Здесь работает вибрационная чувствительность. На кончике носа, также как и на пальцах, есть рецепторы, то есть маленькие «датчики», которые воспринимают различного рода воздействия, в том числе вибрационные. И ими выстланы все наши резонаторные полости — они есть и в трахее легких, и на нёбе. Они-то и воспринимают эту вибрацию, и певец может по этим вибрациям уже регулировать сам процесс резонанса. <…> Резонанс способен мосты ломать, но он никогда не повредит вашему голосу…»
Последние события
На Красной площади наградили юных чтецов
На Книжном фестивале «Красная площадь» наградили лауреатов конкурса юных чтецов «Живая классика». Ими стали школьники в возрасте от 10 до 17 лет.
Современные мультсериалы переведут на жестовый язык
Союзмультфильм переведёт часть современных мультсериалов на русский жестовый язык. Так, в список войдут ленты «Монсики», «Тайны медовой долины», а также новые серии «Простоквашино».
В Минкультуры России рассказали о поддержке арктических культурных площадок
Минкультуры России планирует оснастить инструментами и литературой 17 детских школ искусств и колледжей в Арктической зоне. Современное оборудование также установят в 8 театрах.