«Хованщина»
Дата публикации: 21 февраля 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
21 февраля 1886 года в Санкт-Петербурге прошла премьера оперы Модеста Мусоргского «Хованщина». В основе ее сюжета история стрелецких бунтов, происходивших на Руси в конце XVII века. «Хованщина» не имела прямого литературного первоисточника — либретто писал сам композитор. Он глубоко исследовал сюжет и характеры своих персонажей, старался проникнуть в человеческую психологию и создавал из разрозненных отрывков цельные образы. «Хованщину» Мусоргский не закончил. Ее дописывал по авторским материалам Николай Римский-Корсаков. Он же представил ее для постановки Дирекции императорских театров. На сценической судьбе оперы серьезнейшим образом сказались российские идеологические приоритеты конца XIX века. Сначала произведение не было допущено даже до рассмотрения: прежде всего чиновников смущало изображение церковных распрей. Первыми «Хованщину» воплотили артисты-любители из петербургского Музыкально-драматического кружка. Затем произведение вошло в репертуар «Русской частной оперы» Саввы Мамонтова. Государственный театр, Мариинский, впервые осмелился на постановку лишь в 1911 году. Позже путь оперы на сцены советских театров религиозная основа «Хованщины» сделала также чрезвычайно тернистым.
21 февраля 1857 года под Казанью в деревне Никифорово родился выдающий оперный тенор Николай Фигнер. Он получил образование в петербургском Морском кадетском корпусе, стал офицером и участвовал в кругосветном плавании. Пению лейтенант в отставке начал учиться в консерватории Санкт-Петербурга. Оттуда он, правда, был изгнан, якобы «за отсутствие вокального таланта». С подобным вердиктом будущий солист Большого и Мариинки был не согласен, продолжил учебу в Италии и более чем успешно дебютировал в Неаполе. После многочисленных европейских ангажементов Фигнер вернулся в Россию. Исполнительский дар певца оценила не только публика. Бывало, композиторы писали музыку с расчетом на его выдающиеся вокальные возможности. К примеру, Чайковский, сочиняя «Пиковую даму», был уверен в том, что Германа будет петь именно Фигнер и дал герою возможность появиться на сцене во всех семи картинах. В процессе подготовки партитуры Петр Ильич писал брату Модесту: «Я вернулся третьего дня вечером из поездки к Фигнеру. Он в восторге от партии, говорит о ней со слезами на глазах — хороший признак! Отчасти партию уже знает, и я убедился, как он умен и понятлив. Все его намерения вполне соответствуют моим желаниям». Клавир «Пиковой дамы» Чайковский подарил Николаю Фигнеру с дарственной надписью: «Виновнику существования этой оперы от благодарного автора».
Последние события
Красноярск чествует дирижёра Ивана Шпиллера
Выставка «Взмахи судьбы Ивана Шпиллера» к 90-летию со дня рождения дирижёра открывается 15 июля в Красноярске. Экспозиция, посвящённая маэстро, развернётся на пароходе-музее «Св. Николай».
Удивить и убедить
Губернаторский симфонический оркестр Санкт-Петербурга в конце июня представил необычную программу в Большом зале Московской консерватории. Подробности — в материале Елены Истратовой.
Юбилей Есенина отметят концертом в Кремле
130-летие со дня рождения Есенина отметят гала-концертом 1 октября в Большом Кремлёвском дворце. Звёзды эстрады и актёры прочтут стихотворения поэта, исполнят романсы на его слова.