Юрий Норштейн: «Нам не хватает простодушия…»

Дата публикации: 10 ноября 2013

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Третья встреча с Юрием Норштейном на радио «Орфей» посвящена Японии, хорошей поэзии и невосполнимым утратам. Выдающийся мультипликатор вспоминает встречи с мэтром японского аниме Хаяо Миядзаки, читает любимого турецкого поэта Назыма Хикмета и размышляет о взаимосвязях в искусстве…
О детском музее мультипликации в Токио (Музей Гибли): «Там у них во дворе стоит колонка — нажимаешь на неё, и течет вода. Дети там счастливы — они выходят оттуда мокрые до пупа. Рядом лежат дрова — всё это сделано для того, чтобы дети видели вещественность мира. Этим Миядзаки очень озабочен — он всё время об этом говорит. Некоторые современные дети не могут развести костер или залезть на дерево — они не знают, что это такое…»
О Миядзаки: «Хаяо Миядзаки очень добродушный человек. Он постоянно с усмешкой — с усмешкой к самому себе. Он мне как-то сказал: „Знаешь, иду на студию и думаю — боже мой, зачем я опять затеял кино. Кирпич бы мне на голову что ли упал…“. Позже, поздравляя его с „Золотым медведем“, я послал ему письмо, и там среди прочего нарисовал кирпич и подписал: „Миядзаки-сан, кирпич пока еще крепко сидит там, а вы всё равно остаетесь невольником мультипликации — никуда уже не деваться“. Каждый раз он дает себе слово, что это его последнее кино, и вновь начинает снимать…»
О Японии: «В Японии прозрачное небо… Несмотря на то, что Токио больше Москвы, там нет серой дымки, которая сегодня скопилась над Москвой, и деревья уже на улице Горького не растут — их оттуда ликвидировали. Нам стоило бы поучиться тому, как они берегут отдельные участки живого, и как они внедряют в урбанистические куски пространство для живого, благодаря которому люди не теряют связь с окружающим миром…»
Об искусстве: «Сегодня исчезает религиозность, в том смысле, что все нити тянутся туда — в неизвестное, в непознаваемое. И всё искусство располагается на этом пути. Сколько бы ни говорили о самостоятельности живописи или оперы, все виды искусств крепко взаимосвязаны. Можно ли представить себе романы великих писателей без того, что они облучались точкой двухтысячелетней давности — тем же Ветхим Заветом? Невозможно — их бы просто тогда не было. То же самое касается и живописи: это неважно, что впоследствии она стала расщепляться — повился Гойя со своими кошмарами, Курбе, Делакруа. Или, например, Ван Гог, который, возможно, самый асоциальный, но вместе с тем и самый социальный художник — достаточно почитать его письма. Или импрессионисты — казалось бы, внешне они вообще ничем не связаны с прошлой традицией. Связаны. Они связаны радостью жизни и радостью ощущения, без чего человек вообще быть не может. Явление импрессионистов, нашедшее продолжение в Сезане и том же Ван Гоге, соединившись с ними, потекло в ХХ век, где появились Пикассо и Модильяни. Все они так или иначе связаны этими непознаваемыми дальними нитями…»

Последние события

Пушкинский музей посвящает новую выставку памяти хранителя Марины Бессоновой

Пушкинский музей 23 сентября представляет выставку, посвящённую памяти Марины Бессоновой — искусствоведа, хранителя коллекции французской живописи XIX–XX веков.

Новый сезон в Капелле

Капелла Петербурга открывает сезон. Хор и Симфонический оркестр 19 сентября исполнят поэму «Колокола» и оркестровую сюиту «Симфонические танцы» Рахманинова. Дирижирует — Александр Чернушенко.

Передачу о Людмиле Максаковой посвятят юбилею артистки

Документальный цикл «Уроки мастерства» покажут 25 сентября на телеканале «Россия-Культура» к 85-летию актрисы Людмилы Максаковой. Артистка расскажет об учителях, родителях и коллегах.

Поиск по сайту