Адольф Шапиро: «Всё, что создается в искусстве, создается вопреки…»
Дата публикации: 23 марта 2014
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«После Доницетти я влюбился в музыкальный театр», — рассказывает Адольф Шапиро. В 2009 году режиссер осуществил постановку «Лючии ди Ламмермур» на сцене Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Несмотря на то, что это был его первый опыт работы в опере, спектакль стал настоящим хитом сезона и получил сразу три «Золотых маски»…
«В музыкальном театре, — продолжает Адольф Шапиро, — всё то же самое, что и в драме, но проходишь совсем другой путь. Если в драматическом театре мы без конца репетируем, чтобы в конечном итоге найти форму, которая наилучшим образом выражала бы смысл, состояние или настроение, то здесь тебе уже всё дано — в ритмах, мелодиях, темпах… В драматическом театре ты шаг за шагом пробираешься к тому, чтобы найти и зафиксировать форму — в движениях, жестах, тех же темпах и ритмах. В музыкальном театре все чувства выражены в нотах и уже зафиксированы. Но тогда получается, что нужно идти обратным путём, чтобы понять, а что же именно зафиксировано…»
Другая сцена — Московский художественный театр им. А. П. Чехова — подарила режиссеру еще один необыкновенный опыт и свела его с актрисой, на тот момент весьма далекой от театральных кругов. До встречи с Шапиро Рената Литвинова никогда не играла на драматической сцене, но приняв его приглашение поучаствовать в постановке «Вишнёвого сада», на многие годы стала одной из самых ярких и эффектных Раневских Москвы.
«Я работал тогда в Америке, — вспоминает Адольф Шапиро, — мне позвонил Олег Павлович Табаков и предложил поставить „Вишнёвый сад“ в связи со столетием со дня первой постановки Станиславским. К тому времени я уже три раза ставил „Вишнёвый сад“ — на эстонском, русском и испанском языках. Я согласился, но сразу сказал, что не вижу исполнительницы роли Раневской. Мы обсуждали и смотрели многие кандидатуры, но всё равно не получалось того, что мне бы хотелось. А тут я неожиданно увидел Литвинову по телевизору — в какой-то конюшне в высоких сапогах; смотрю-смотрю и вдруг понимаю, что это всё стёб, что она вообще не такая — глаза другие, а интонации, жесты — всё это артистическая маска. Я тогда чуть не закричал: „Вот же она, Раневская!“. А потом позвал её на встречу…».
О том, что его поразило в эксцентричной артистке, в чём он видит предназначение театра, кого считает лучшим учеником Станиславского и многом другом Адольф Шапиро рассказывает в «Нездешних вечерах»…
Последние события
Культурное наследие страны
Владимир Путин в пятницу выступил на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума. Президент в своей речи затронул и сферу культуры.
Когда академическая музыка вызывает мурашки
На фестивале неординарных музыкальных событий SOUND UP прозвучит музыка современного американского композитора Брайса Десснера, который после группы The National покорил академическую сцену.
Объявлена программа «Зеркала»
Стали известны участники конкурсных программ XIX Международного фестиваля кино, музыки и архитектуры «Зеркало. Философия Тарковского». Он пройдёт в Ивановской области с 27 июня по 1 июля.