Анна Павлова

Дата публикации: 12 февраля 2022

В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Идея создать балет на русский народный сюжет не давала покоя композитору Сергею Прокофьеву с конца 30-х годов прошлого века. Сказки Пушкина и Островского к тому времени уже обрели сценическое воплощение благодаря другим сочинителям. Уверенность в источнике пришла после внимательного прочтения сборника «Малахитовая шкатулка». Волшебные истории Павла Бажова вдохновили Прокофьева. Композитор с увлечением изучал уральский музыкальный фольклор и к концу 1948 года партитура балета «Сказ о Каменном Цветке» была готова. На прослушивании в Большом театре были высказаны серьезные сомнения в так называемой «танцевальности» этого произведения. Автор очень переживал и переписывал музыкальные номера. К репетициям приступили лишь весной 53-го. Премьера балета о мастере Даниле и Хозяйке Медной горы состоялась в Большом театре 12 февраля 1954 года, почти через год после смерти Сергея Прокофьева.
Ее мать была прачкой, отец — отставным солдатом. Сгорбленная спина, малокровие, хрупкое здоровье. В Императорском балетном училище не могли и предположить, что этот «нежный цветок» выживет в суровом мире балета. 12 февраля 1881 года родилась величайшая русская танцовщица Анна Павлова. В течение семи лет она была примой Мариинского театра. Начало ее мировой славе положили «Русские сезоны» Сергея Дягилева. Хореографическая миниатюра «Лебедь», поставленная для нее Михаилом Фокиным на музыку Сен-Санса, стала одним из ярчайших символов русского балета ХХ века. С началом Первой мировой войны Анна Павлова поселилась в Англии. Гастролируя по всему миру, она выходила на сцену не меньше девяти тысяч раз. Бывало, танцовщица изнашивала по две тысячи балетных туфель в год. Она родилась для сцены и даже перед смертью просила приготовить ей костюм Лебедя. Хореограф Джордж Баланчин уверял: «Я никогда не тешил себя тем, что у меня есть необычайно одаренный ученик. У Павловой один учитель — Бог».
12 февраля 1924 года в Нью-Йорке Джордж Гершвин впервые исполнил свою «Рэпсоди ин блю», название которой у нас зачастую переводят как «Голубая рапсодия». Музыку заказал известный в то время джазмен Пол Уайтмэн — его оркестр сопровождал премьеру. Первоначально планировалось патриотическое название «Американская рапсодия». На смене титульной надписи настоял брат композитора — Айра Гершвин. «Рэпсоди ин блю» звучало куда поэтичнее и многозначнее. «Блю» по-английски — это не только голубой цвет. «Блю» — это и грусть, и печаль. «Блю» — это почти «блюз».

Последние события

Памяти учителя

Тюменский филармонический оркестр под управлением Юрия Медяника посвятит концерт 28 апреля памяти скрипача и педагога Ары Богданяна.

Культурное взаимодействие России и Таиланда

Русский народный хор имени Пятницкого откроет Перекрёстный год культурных обменов и туризма России и Таиланда. Концерт состоится 29 апреля в Бангкоке.

Первые лауреаты «Золотой маски-2024»

Вручение премии «Золотая маска» за выдающийся вклад в развитие театрального искусства прошло в Бетховенском зале Большого театра. Среди лауреатов — оперная певица Тамара Синявская.