«Тайны и легенды замка Нойшванштайн»: «Лоэнгрин»

Дата публикации: 31 января 2013

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Опера «Лоэнгрин» относится к выдающимся шедеврам Рихарда Вагнера. Сюжет оперы композитор почерпнул из средневековых сказаний. Образ рыцаря с лебедем впервые встречается в древнефранцузских легендах, позднее его воспевал выдающийся немецкий поэт XII века Вольфрам фон Эшенбах…
В поэме «Состязание певцов в Вартбурге», ставшей основой оперы «Тангейзер», легенда о Лоэнгрине впервые рассказана связно и последовательно. В этой поэме Рыцарь Лебедя представлен как современник короля Генриха I Птицелова (913-936). В более поздних источниках легенда о Лоэнгрине всегда связывается с легендой о чаше Грааль. Согласно древнему преданию, Грааль — это сосуд, в который Иосиф Ариматский собрал священную кровь Христа и скрыл его от врагов Спасителя на одном далёком острове. Далее легенда помещает Грааль в крепость на горе Мон Сальват, где чашу охраняют непорочные рыцари. К их числу принадлежит и закованный в серебряные латы Лоэнгрин.
В это предание Вольфрам фон Эшенбах вплёл сказочный мотив. Чудесное существо, как рассказывают многие народные сказки, может полюбить смертного человека под условием, что тот не нарушит какой-либо запрет. Когда запрет нарушен — а любопытство всегда заставляет его нарушить, — чудесный супруг исчезает. В сказках он сам прилетает в образе лебедя, однако в более поздних легендах лебедь везёт ладью с рыцарем.
Таким образом, основу «Лоэнгрина» составляют древнекельтские и германо-франкские предания. Интерес к сюжету возник у Вагнера в 1842 году в Париже. Рыцари Грааля упоминались во многих источниках, с которыми был знаком композитор: в эпосе Вольфрама фон Эшенбаха «Парцифаль» (Лоэнгрин — сын Парцифаля), в «Немецких сказаниях» братьев Гримм, средневековом романе о рыцаре-лебеде и т. д. На основе разрозненных легенд Вагнер создал самостоятельное произведение, центральный конфликт которого основан на характерной для раннего Средневековья встрече христианского мировоззрения и сохранявшегося язычества…

Последние события

Новая жизнь балета «Сампо»

Музыкальный театр Карелии получил федеральный грант на постановку балета «Сампо». Новое представление по мотивам эпоса «Калевалы» выпустит главный балетмейстер театра Кирилл Симонов.

На Новодевичьем кладбище открыли памятник Ширвиндту

На Новодевичьем кладбище Москвы открыли памятник Александру Ширвиндту. Его авторы — скульпторы Андрей и Пётр Наличи — постарались воплотить характерные для артиста лёгкость и иронию.

В Москве открылся театральный форум «Золотой Витязь»

В «Современнике» открылся Международный театральный форум «Золотой Витязь». Свои работы в Москву привезли коллективы из России, Белоруссии, Грузии, Сербии и США.

Поиск по сайту