«Тайны и легенды замка Нойшванштайн»: «Парсифаль»
Дата публикации: 7 февраля 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Парсифаль» — последний оперный шедевр великого Рихарда Вагнера. Сам композитор предпочитал называть свое творение не оперой, а «сценической мистерией», искренне считая его своего рода религиозной церемонией. Он даже настаивал на том, чтобы это торжественное представление не давалось ни в одном оперном театре, кроме как в его собственном Festspielhaus в Байройте…
Парцифаль — герой куртуазного эпоса, образующего одну из ветвей сказания о короле Артуре и его рыцарях и входящего в цикл романов Круглого стола. Литература о Парцифале огромна, однако в значительной своей части она совпадает с литературой о всем цикле романов Круглого стола.
К важнейшим литературным интерпретациям сюжета относятся:
— незаконченный стихотворный роман «Perceval le Gallois, ou Le conte du Graal» французского трубадура XI века Кретьена де Труа, продолженный впоследствии поэтами XIII века Вошье де Денэн, Манессье и Жерберт де Монтрейль;
— роман крупнейшего поэта немецкого средневековья Вольфрама фон Эшенбаха «Парцифаль» («Parzival», 1195-1210);
— позднейшие прозаические французские романы XIII–XIV веков;
— а также среднеанглийская метрическая обработка XV века — «Sir Percyvelle of Galles».
Уже в первом из дошедших до нас литературном источнике — незаконченном «Сказании о Граале» Кретьена де Труа — роман представляет сложное многочленное фабульное целое, в котором соединяются две сюжетные линии:
— история «простеца» Парцифаля, воспитанного в лесном уединении, юноши, одарённого рыцарскими доблестями, но лишённого рыцарской куртуазии, переживающего ряд полукомических приключений и с трудом усваивающего «вежество» подлинного рыцаря;
— история поисков святого Грааля — загадочного талисмана, хранящегося в таинственном замке, с владетеля которого Парцифалю суждено снять заклятие, тяготеющее над ним.
Именно эта последняя сюжетная линия, в которой скрещиваются элементы кельтских дохристианских мифов с мотивами христианской мистики, получает особое развитие в дальнейшей истории романа. Уже у Вольфрама она используется для прославления организации рыцарских орденов (в первую очередь храмовников), в дальнейшем же эта часть сюжета получает самостоятельное развитие, сливаясь с апокрифической историей Иосифа Аримафейского и разрастаясь в огромный цикл романов о святом Граале, в котором Парцифаль играет уже второстепенную роль или совсем уступает место рыцарю-аскету — девственному Галахаду, сыну грешного, но величайшего из рыцарей — Ланцелота.
В XIX веке историю Парцифаля в одноимённой музыкальной драме воплотил Рихард Вагнер. Вдохновение для создания своей оперы Вагнер черпал, прежде всего, в монументальном эпосе Вольфрама фон Эшенбаха, повествующего о судьбе простодушного рыцаря Парцифаля, воспитанного матерью в лесу. Пройдя множество испытаний, доблестный рыцарь становится хранителем таинственного Грааля, и главой рыцарского братства тамплиеров, оберегающих христианскую святыню.
У Вагнера идея поисков Грааля как пути духовного становления выражается с еще большей силой. В опере этот путь проходит не только сам герой, но и обольстительница Кундри, подосланная сначала, чтобы совратить непорочного Парцифаля, но затем раскаявшаяся и прощенная. Так, гуманистическая концепция романа Вольфрама фон Эшенбаха в опере Рихарда Вагнера трансформируется в религиозно-философское размышление…
В цикле программ «Тайны и легенды замка Нойшванштайн» к 200-летию со дня рождения Рихарда Вагнера авторы программы «Вокалиссимо» обращаются к оригинальному сюжету средневековой легенды о рыцаре Парцифале…
Последние события
МАМТ покажет «Анну Болейн»
Премьерная серия показов оперы Гаэтано Доницетти «Анна Болейн» начнётся 25 июня в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Главную партию исполнит Хибла Герзмава.
На Сцене «Мельников» появится спектакль по Томасу Манну
Студенческий спектакль «Волшебная гора» войдёт в репертуар Сцены «Мельников». На новой площадке Театра на Бронной постановку по одноимённому роману Томаса Манна студенты ГИТИСа показали 19 июня.
«Голоса Суздаля» зазвучали
Начал работу фестиваль духовной музыки «Голоса Суздаля». Второй по счёту смотр открылся 21 июня концертом Московского мужского хора «Кастальский».