К 150-летию К. С. Станиславского: опера по системе Станиславского
Дата публикации: 21 марта 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В этом году вся театральная общественность отмечает 150-летний юбилей со дня рождения выдающегося российского реформатора театра — актера, режиссера и педагога Константина Сергеевича Станиславского. Авторы программы «Вокалиссимо» открывают особый цикл программ, посвященный творческому методу Станиславского в оперном искусстве…
Любовь Казарновская: «...Сегодня мы начинаем цикл программ о великом реформаторе театра — грандиозном человеке, повернувшем в свое время все развитие театра вспять и давшем новый импульс в развитии театрального искусства. Речь идет о Константине Сергеевиче Станиславском. В связи с 150-летием со дня рождения мэтра мы подготовили цикл программ, посвященный работе Станиславского в опере.
О реформаторской деятельности Константина Сергеевича Станиславского в драматическом искусстве, оказавшей влияние на весь мировой театр, существует бесчисленное количество серьезных научных исследований, книг и статей. А вот о его деятельности в опере, которая была так значительна и, может быть, гораздо более сложна в силу специфичности этого вида музыкального театра, мы имеем лишь считанное число работ. Поэтому нам кажется необыкновенно интересным поразмышлять именно о новациях, привнесенных Станиславским в оперу.
К сожалению, тот многолетний колоссальный труд Станиславского в оперном искусстве, приведший к созданию новой школы оперного певца, новым принципам построения оперных спектаклей и т. д., еще очень мало исследован. И нередко вся эта поистине титаническая работа, проделанная Станиславским, трактуется как механическое перенесение технических приемов драматического театра в оперу. А ведь это совсем не так. На самом деле Станиславский очень глубоко проник в законы построения музыкальной драматургии (что, в общем-то, он считал основополагающим в опере), и предложенный им метод полностью оправдан, как его личной практической деятельностью, так и серьезными достижениями оперного сценического искусства современности.
Мы знаем, что музыка сопутствовала Станиславскому в течение всей его жизни. С детских лет он серьезно занимался на рояле, самостоятельно пел, бесконечно много посещал оперные спектакли в Большом театре, участвовал в постановках водевилей и опереток в любительском кружке, занимался постановкой голоса и мечтал об оперной карьере. Не стоит забывать и о трех годах директвования в Московском отделении Русского музыкального общества и состоящей при нём консерватории, где его сотоварищами по дирекции были П. И. Чайковский, С. И. Танеев, С. М. Третьяков. На протяжении жизни Станиславского связывала дружба с выдающимися музыкальными деятелями своего времени — Шаляпиным, Рахманиновым, Кусевицким, Комиссаржевским и многими другими, которая впоследствии сформировала ту базу великого интеллектуального труда, которым Константин Сергеевич ознаменовался на поприще оперного искусства…»
В своей книге «Моя жизнь в искусстве» Станиславский пишет:
«Когда управление государственными академическими театрами было поручено Е. К. Малиновской, она, в числе многих предпринятых ею реформ, решила поставить на должную высоту драматическую сторону в оперных спектаклях Московского Большого театра. С этой целью Елена Константиновна обратилась к Московскому Художественному театру, прося его помочь ей. В. И. Немирович-Данченко и В. В. Лужский согласились режиссировать одну из опер, намеченных к постановке. Я же предложил устроить Оперную студию при Большом театре, в которой певцы могли бы совещаться со мной по вопросам сценической игры, а молодежь готовила бы из себя будущих певцов-артистов, систематически проходя для этого необходимый курс.
<…>Оперный певец, — продолжает Станиславский, — имеет дело не с одним, а сразу с тремя искусствами, т. е. с вокальным, музыкальным и сценическим. В этом заключается, с одной стороны, трудность, а с другой — преимущество его творческой работы. Трудность — в самом процессе изучения трех искусств, но, раз что они восприняты, певец получает такие большие и разнообразные возможности для воздействия на зрителя, каких не имеем мы, драматические артисты. Все три искусства, которыми располагает певец, должны быть слиты между собой и направлены к одной общей цели. Если же одно искусство будет воздействовать на зрителя, а другие — мешать этому воздействию, то результат получится нежелательный. Одно искусство будет уничтожать то, что творит другое».
Насколько размышления К. С. Станиславского актуальны в наши дни? Любовь Казарновская и Роберт Росцик рассуждают, сопоставляют, читают, слушают и делятся личным опытом…
Последние события
«Национальная коллекция» принимает заявки
Конкурс профессиональных молодёжных ансамблей «Национальная коллекция» открывает приём заявок. Молодёжные ансамбли могут подать заявку до 20 июля.
Большой театр даст два гала-вечера в Бишкеке
Два гала-вечера ведущих солистов балетной труппы Большого пройдут на сцене Кыргызского национального академического театра оперы и балета имени Малдыбаева 24 и 25 июня.
От Беллини до Бернстайна
Концерт «Музыка без границ: от Беллини до Бернстайна» состоится в Большом зале Московской консерватории 29 июня. Прозвучат знаменитые произведения итальянских, французских и американских композиторов.