Станиславский и опера. «Царская невеста»
Дата публикации: 16 мая 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Любовь Казарновская и Роберт Росцик продолжают цикл передач к 150-летию со дня рождения выдающегося театрального деятеля Константина Сергеевича Станиславского. Нынешний выпуск программы рассказывает о том, как знаменитый режиссер работал над постановкой оперы Римского-Корсакова «Царская невеста» в 1926 году…
В своих эскизах к опере «Царская невеста», Станиславский пишет:
«Вникните в содержание оперы, вслушайтесь в ее музыку: в ней есть очаровательная светлая мечта Марфы о счастье, радость любви двух юных существ, которые встретили друг друга. Но есть и другое — жестокий деспотизм и насилие, темные страсти, ведущие к преступлению, отчаяние и ревность брошенной и отвергнутой Любаши. Эти темные силы разрушают зародившееся счастье — оно попрано и затоптано, гибнет прекрасное юное существо, едва познавшее радость жизни. В последнем акте Марфа бьется как птица, посаженная в золотую клетку, и погибает. Чтобы передать внутреннюю суть произведения, нужны яркие контрасты света и тени, и первый акт должен идти в мрачных темных красках. В доме Грязнова — гнездо порока, разврата и бурных страстей. Опричники — предатели, шпионы, клеветники, в общем, НКВД; доходят до полной разнузданности. Грязной в пьяном угаре — так много пьет, что уже не пьянеет, хочет забыться, но ему это не удается, и все время встревает мысль о Марфе. Он мечется как тигр в клетке под этими низкими нависшими потолками рубленых хором. И ночь за окнами…
Надо начинать с простого — с элементарных физических упражнений. Они оторвут вас от ощущения публики, от желания угодить ей. Опричники, прежде всего, должны войти в комнату и со всеми поздороваться, не думая об изображаемых образах. Это придет позднее…»
«Вы можете войти в эту комнату, — спрашивает Станиславский актеров, — куда вас пригласили на празднование, и поздороваться со всеми присутствующими?». Так актеры начинают свои действия этюдным методом…
Программу сопровождают музыкальные фрагменты оперы «Царская невеста» в записи 1958 года (Большой театр). Дирижер — Евгений Светланов Исполнители: Александр Ведерников (Собакин), Елизавета Шумская (Марфа), Алексей Иванов (Грязной), Андрей Соколов (Лыков), Вероника Борисенко (Любаша), Татьяна Тугаринова (Сабурова).
Audio Player
Последние события
В Сочи открылся кинофестиваль «Победили вместе»
ХХ Международный фестиваль документального кино «Победили вместе» имени Владимира Меньшова открылся 10 ноября в Зимнем театре Сочи. В этом году на смотре представлены картины из 45 стран.
Йо-Йо Ма и Дудамель претендуют на «Грэмми»
Объявлены номинанты на премию «Грэмми». В категориях, связанных с классической музыкой, представлены многие известные музыканты. Например, виолончелист Йо-Йо Ма и дирижёр Густаво Дудамель.
В ЦМШ стартовал международный конкурс пианистов
В Центральной музыкальной школе — Академии исполнительского искусства 10 ноября стартовал XXII Международный конкурс ЦМШ «Посвящение Гольденвейзеру» по специальности «Фортепиано».


