Станиславский и опера. «Риголетто»
Дата публикации: 23 мая 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Цели, поставленные Станиславским при работе над постановкой оперы Верди «Риголетто», были просты и вытекали из существа его творческих убеждений. Он хотел создать содержательный, законченный по форме спектакль, выявляющий все ценное в этом выдающемся произведении оперной классики.
Спектакль «Риголетто» был завершен режиссером П. И. Румянцевым уже после кончины К. С. Станиславского и впервые показан зрителю 10 марта 1939 года.
В своих эскизах к опере «Риголетто», Станиславский пишет:
«В опере есть противопоставление развратного общества и угнетенных рабов, которые в конце концов взбунтовались. Современный зритель будет ждать с этой стороны. Ее я бы оттенил. Нужно ли, когда даешь оперу композитора, слишком сильно оглядываться на первоисточник (В. Гюго)? Думаю, что у Верди мало Гюго. У Верди вышло что-то свое и, по-моему, куда лучше, чем у самого Гюго, которого, по правде говоря, я недолюбливаю. По нашим тенорам, малорослым и совсем не похожим на герцога-нахала (Франциска I), надо делать роль под скверного, избалованного, шалого инфанта — мальчишку, который изнасиловал 14-летнюю девочку. Никто из наших не сыграет короля „a la Гюго“. Платонов? […] Больше всех подходит по внешнему виду Мирсков. Но как певец?.. Не знаю, справится ли.
<…> Разврат дворца, лесть и гниль двора ведут благородного человека в тюрьму, а всякие подхалимы наслаждаются жизнью, подлизываются. Шуты, которые взяли власть, тем самым мстят за себя — они ведь тоже угнетенные. У меня это было задумано так, что их бьют хлыстом. Риголетто стал шутом из-за того, что у него кривые ноги — он тоже угнетаемый и потому злой. Он везде неприятный, кроме проявлений отцовской любви — здесь он потрясающий: теплый, ласковый, нежный, с горячим сердцем. Ведь человек, который загнан и забит, не может быть милым — конечно, он будет озлобленным, и поэтому он мстит…»
Программу сопровождает live-запись оперы «Риголетто» 1966 года (Флоренция). В главных партиях заняты: Костас Паскалис (Риголетто), Рената Скотто (Джильда), Лучано Паваротти (Герцог Мантуанский) и др. Дирижер — Карло Мария Джулини.
Последние события
Лучшие будущие сериалы
Объявлены победители VII фестиваля российских сериалов «Пилот». Это один из ключевых смотров, на котором показывают пилотные эпизоды сериальных новинок.
Великая симфония Шостаковича прозвучит в ГАБТе
Симфонический оркестр Большого театра под руководством Валерия Гергиева исполнит Седьмую («Ленинградскую») симфонию Дмитрия Шостаковича в День памяти и скорби.
Россиянин прошёл в финал конкурса Паганини
Объявлены финалисты 58-го Международного конкурса скрипачей «Премия Паганини». Среди 24-х музыкантов один россиянин — Сергей Мкртичян.