«Сумбур вместо музыки»

Дата публикации: 28 января 2022

В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
«Слушателя с первой же минуты ошарашивает в опере нарочито нестройный, сумбурный поток звуков. Обрывки мелодии, зачатки музыкальной фразы тонут, вырываются, снова исчезают в грохоте, скрежете и визге. Следить за этой „музыкой“ трудно, запомнить ее невозможно». Так безымянный корреспондент газеты «Правда» отзывался об опере Дмитрия Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда». Статья под заголовком «Сумбур вместо музыки» была напечатана 28 января 1936 года. Она появилась практически сразу после того, как оперу почтили своим присутствием руководители Советского государства. Авторство газетного текста одно время даже приписывали Сталину. По архивным данным было восстановлено, что социальный заказ в «Правде» исполнял критик Давид Заславский. Социалистический реализм выжигал инакомыслие не только в музыке. Вслед за Шостаковичем обвинения в «антинародности» и «формализме» были брошены художникам и деятелям театра, и в первую очередь Всеволоду Мейерхольду. Антисоветский «сумбур» в тот год усмотрели даже в методике составления шахматных задач.
А в 1918 году в этот день Совет Народных комиссаров принял декрет «О Революционном Трибунале Печати». Советская власть основательно бралась за установление пролетарской цензуры. Она наделяла «Трибунал» правом разбирать «преступления и проступки против народа, совершаемые путем использования печати». В качестве наказания за печатное вредительство Декрет предусматривал: денежный штраф, общественное порицание, приостановку издания, конфискацию типографии, лишение свободы, удаление из столицы и лишение политических прав.
Его настоящее имя — Мари-Анри Бейль. Вдохновлённый переворотом Наполеона, вместо учебы в Политехнической школе он выбирает службу в драгунском полку. Он участвует в русской компании французского императора, становится участником Бородинского сражения и свидетелем Московского пожара. После падения Наполеона Бейль выходит в отставку и переселяется в Италию, в Милан. Здесь он заводит дружбу с карбонариями и знакомится с Байроном, здесь созревает необходимость стать писателем и впервые появляется его всемирно известный псевдоним. 28 января 1815 года из печати вышла первая книга, подписанная именем «Стендаль». Эта работа будущего основоположника психологического романа называлась «Жизнеописание Гайдна, Моцарта и Метастазио».

Последние события

Подкованную блоху и многое другое показали на выставке, посвящённой Тульской области

Выставку, объединившую экспонаты из 12 ведущих федеральных музеев, представляют в Фонде искусств Тульского музейного объединения.

Московские библиотеки готовятся ко дню открытых дверей

Спектакли, концерты, выставки и другие события пройдут в столичных библиотеках в «Единый день открытых дверей» 25 мая. К акции присоединились почти три сотни площадок.

История каждой семьи — история всей России

В Международный день музеев 18 мая Минкультуры России приглашает присоединиться к акции «Из поколения в поколение. Семейные реликвии». Снимки семейных артефактов разместят на порталах музеев.