Русский бал XVIII века: «Пиковая дама»

Дата публикации: 23 мая 2010

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Мы отправимся на бал в XVIII век, или, как его еще называли, в «Век золотой Екатерины» — в дом столичного сановника, и поговорим о самой странной, таинственной и даже опасной истории Пиковой дамы. А помогут нам в этом Петр Ильич Чайковский и его опера…
«Век золотой Екатерины» — время, когда независимость и гордость русского дворянина лежали на поверхности. Ведь именно Екатерина отменила телесные наказания для титулованных дворян. Именно эта Жалованная грамота российскому дворянству снискала ей всеобщую любовь и долгую славу.
Екатерина правила с 1762 по 1796 год, и, конечно, ее образ жизни не мог не отразиться на обществе. Барокко стало не модно, и прекрасный архитектор Растрелли вынужден был понять, что его время закончилось. Он уехал из России, а на его месте появился итальянец Антонио Ринальди, который построил знаменитый Китайский дворец для императрицы. При Екатерине русский двор и придворная жизнь достигли своего наибольшего расцвета, пышности и роскоши. И, конечно, балы пользовались невероятной популярностью.
Что же представлял собой русский бал XVIII века? Чем была хороша эта эпоха, так это определенными правилами игры, которые никто не скрывал, никто не менял каждый день и, зная которые, каждый мог считаться достойным членом общества. И бальный этикет здесь не был исключением. Балом правили искусство поклона и реверанса, объемные парики и плотные румяна, изобретательная парфюмерия и косметика. Украшения любили и знали в них толк. В большой моде был табак, а табакерка, подобно своеобразной визитной карточке ее владельца, отражала его достаток, фантазию, изобретательность. Это был век торжества нижнего белья и кокетливых мушек, азартных игр и дорогого алкоголя. Наконец, это был век больших мистификаций и суеверий, одним из которых была пугающая легенда о Пиковой даме…

Последние события

«Моим подданным необходимы развлечения»

Премьера обновлённого семейного балета «Чиполлино», созданного по мотивам сказки Джанни Родари, состоялась на сцене Новосибирского театра оперы и балета.

Двойник Йонаса Кауфмана

Тенор Йонас Кауфман выпустил новый альбом «Двойник», записанный с пианистом Хельмутом Дойчем. Среди бонус-треков — песни Шумана, которые исполнил в 1994 году тогда никому неизвестный 25-летний певец.

День города в Царицыне

Особую программу празднования 878-летия Москвы подготовили в музее-заповеднике «Царицыно», который в этом году отмечает 250 лет со дня основания.

Поиск по сайту