«Огненный ангел»

Дата публикации: 26 февраля 2013

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Познать природу демонов и их силу для человека столь же трудно, как муравью понять философию универсального доктора, Фомы Аквината». Один из самых загадочных русских романов ХХ века, «Огненный ангел» Валерия Брюсова — одновременно является историческим, мистическим и автобиографическим. «Житие» грешников — оккультистов, — жаждущих запредельных знаний, приводит их либо к мученической смерти, либо к духовной опустошенности…
«...Настала почти полная темнота. Понемногу в жуткости этого мрака и в волнении ожидания стали стихать ещё раздававшиеся порой шёпоты и шелесты платьев, и всё общество, как бы в чёрную глубину, опустилось в молчание. Ещё после, в разных углах комнаты, вдруг послышались те самые потрескивания и постукивания, которые мне уже доводилось слышать с Ренатою и которые моё сердце встретило тоскливым биением. Потом медленно поплыли через всю комнату светящиеся звёзды, исчезая внезапно, и, несмотря на то, что тогда я уж не был новичком в явлениях магических, невольная дрожь овладела мною…»
В. Брюсов «Огненный ангел»
Валерий Брюсов — один из ярчайших поэтов Серебряного века, основоположник русского символизма, декадент и мистик. В его личности парадоксальным образом сочетались высочайшая эрудированность и пламенный интерес к спиритуализму, внешняя сдержанность и бурный внутренний темперамент, приверженность семейной жизни и неустанные любовные романы на стороне… Его роман «Огненный ангел», как писал Андрей Белый, — «избранная книга для людей, умеющих мыслить образами истории»…
По своему авторскому замыслу Брюсов предполагал воссоздать в романе широкое полотно исторической жизни Германии ХVI века, дать развернутую характеристику гуманизма и реформации, анабаптистского движения и контрреформации. В ряду действующих лиц повествования «Предисловие переводчика» называет ведущих оккультистов XVI столетия Агриппу Неттесгеймского и Иоганна Вейера, главного инициатора протестантской Реформации Мартина Лютера и крупнейшего ученого Северного Возрождения Эразма Роттердамского. Большое место в романе должна была занять также проблема ведовства, затронутая опять же в историческом аспекте. Характеризуя «тайные знания» — «ведовство, магию, кабалистику», — Брюсов называл их «самыми темными суевериями человечества».
Перестановка акцентов в авторской концепции произведения связана, прежде всего, с выдвижением на передний план в сознании Брюсова реальных обстоятельств из собственной жизни — в романе находит отражение «любовный треугольник», связывавший самого поэта с Ниной Петровской и писателем-символистом Андреем Белым.
В 1920-х гг. сюжетом «Огненного ангела» заинтересовался композитор Сергей Прокофьев. Одноименная опера была закончена в 1927 году, однако в отличие от Брюсова, сконцентрировавшемся в своем романе на проблеме любовных взаимоотношений, Прокофьев, в то время сильно увлекавшийся христианской наукой, сосредоточился, работая над оперой, на куда более глобальных философских вопросах…

Последние события

МАМТ покажет «Анну Болейн»

Премьерная серия показов оперы Гаэтано Доницетти «Анна Болейн» начнётся 25 июня в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Главную партию исполнит Хибла Герзмава.

На Сцене «Мельников» появится спектакль по Томасу Манну

Студенческий спектакль «Волшебная гора» войдёт в репертуар Сцены «Мельников». На новой площадке Театра на Бронной постановку по одноимённому роману Томаса Манна студенты ГИТИСа показали 19 июня.

«Голоса Суздаля» зазвучали

Начал работу фестиваль духовной музыки «Голоса Суздаля». Второй по счёту смотр открылся 21 июня концертом Московского мужского хора «Кастальский».

Поиск по сайту