История Индии в картинках — «Синий бог»
Дата публикации: 5 марта 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Целый пантеон индийских богов ожидает вас в сегодняшнем выпуске программы «Бал», посвященном одному из легендарных балетов «Русских сезонов» Сергея Дягилева — «Синий бог»…
«Синий бог» был задуман еще в 1911 году. Балет предполагалось приурочить к коронационным торжествам в Лондоне, однако свет рампы он увидел только год спустя. В постановке были задействованы главные силы дягилевской антрепризы: хореография Михаила Фокина, сценография и костюмы Льва Бакста, либретто Жана Кокто, музыка Рейнальдо Гана, исполнение Вацлава Нижинского и Тамары Карсавиной.
В основу балета легла древняя сиамская легенда. Юношу, выбранного в качестве нового жреца, вынуждают пожертвовать своей любовью и принять обряд посвящения. Девушка, преодолев все препоны, пробирается к священному цветку лотоса у разрушенного храма глубоко в джунглях, где должен свершиться обряд, и пытается убедить любимого остаться с ней. Сердце юноши дрогнуло, но жрецы жестоки и неумолимы: несчастную связывают и оставляют на растерзание чудовищу. В момент появления жуткого монстра цветок лотоса раскрывается, является богиня и призывает на помощь своего сына — Синего бога. Волшебным танцем и звуками свирели Синий бог заклинает чудовище. Оно убирается восвояси, любящие сердца воссоединяются, и Синий бог по золотой лестнице поднимается в свою небесную обитель.
Алексей Пензенский: «...Своим появлением Синий бог недвусмысленно расставляет акценты: ему не нужны жертвы такой ценой, а нужно совсем другое, и жрецы ничего не понимают — они служат культу, но не богу…»
Декорация Бакста в оригинальной постановке изображала высеченный в скале древнеиндийский пещерный храм. Оранжево-коричневая скала представала на фоне ослепительно-синего южного неба. В костюмах браминов, баядерок, дервишей, служителей храма в разных оттенках сочетались серый, зеленый и коричневый цвета. Преобладали также белый и золотой. Широко были использованы Бакстом тесьма, веревки, сетки; юбки женщин по форме напоминали колокола.
Внимание Фокина на этот раз было сосредоточено не на драматизме сюжета и не на созвучии хореографии музыке, а на так называемой этнографичности индийской пластики, в которой чувствовалась и большая эрудиция, и тщательное изучение документов, и художническая догадка при переложении статической индийской иконографии в хореографическую динамику.
Многочисленные фотографии запечатлели Нижинского в заглавной роли. Каждая его поза кажется скопированной с индийского танца и индийской скульптуры. Партия Синего бога на много лет вперед определила подход балетного театра к индийской тематике и пластике, отразилась даже на танцах, вставленных впоследствии в «Баядерку».
Обращаясь к балету, авторы программы «Бал» размышляют об особенностях индийской мифологии, философии и культуры: вы узнаете, почему Шива изображается в синем цвете, а корова считается священным животным, сколько богов в древнеиндийском брахманизме, и как распределяются роли в кастовом обществе. А также о том, как сделать правильный выбор между любовью и призванием, а, сделав его, не пожалеть о последствиях в будущем…
Последние события
МАМТ покажет «Анну Болейн»
Премьерная серия показов оперы Гаэтано Доницетти «Анна Болейн» начнётся 25 июня в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Главную партию исполнит Хибла Герзмава.
На Сцене «Мельников» появится спектакль по Томасу Манну
Студенческий спектакль «Волшебная гора» войдёт в репертуар Сцены «Мельников». На новой площадке Театра на Бронной постановку по одноимённому роману Томаса Манна студенты ГИТИСа показали 19 июня.
«Голоса Суздаля» зазвучали
Начал работу фестиваль духовной музыки «Голоса Суздаля». Второй по счёту смотр открылся 21 июня концертом Московского мужского хора «Кастальский».