На дворянском балу Пушкинской эпохи — «Евгений Онегин» Петра Ильича Чайковского

Дата публикации: 20 июня 2010

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
И снова нас ждет Александринская эпоха — время торжества дворянских ценностей, чести, любви и страстей. И опера Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин» именно об этом — лирические сцены о тоске, страсти и вдохновении, о смерти и о любви…
В 1878 году Чайковский закончил Четвертую симфонию и оперу «Евгений Онегин». «Страсть и тоска, тоска и страсть — вот, что мне хотелось выразить в этой музыке. Я писал ее с наслаждением, с радостью, с восторгом… и очень искренне. Надеюсь, что эта искренность оправдает меня перед потомками», — писал композитор.
«Евгений Онегин», безусловно, принадлежит к числу чистых побед Петра Ильича Чайковского. Действие оперы происходит в российской деревне и в столице — Петербурге в 1820-м году. Что же это было за время?
«20-е годы XIX века — особенная эпоха в истории нашего отечества, – отмечает Алексей Пензенский, — это эпоха торжества либеральных ценностей, провозвестником которых в России был не кто иной, как государь. Это время, когда Россия стояла на распутье: Александр I колебался, двигать ли государство по рельсам, проложенным капиталистической Европой, или же оставить все как есть. В конечном итоге он остановился на том, что оставил все как есть. Закончилось это, правда, восстанием декабристов…
Однако, – продолжает историк, — для нас интересно то, что Александр I покровительствовал дворянскому сословию — он не боялся, пестовал его; а идеалом тогдашней социальной политики было создание общества, где не было бы страха и принуждения, а главной движущей силой для дворянина стали бы представления о чести…»
Впрочем, для того, чтобы лучше понять эту эпоху, необходимо воскресить в памяти такие понятия, как дуэль, честь и… бал.
Что же происходило на балах XIX века? У Петра Ильича Чайковского в опере есть два важных бала — деревенский и городской. Собственно, на этих двух событиях сюжеты завязываются в крепкий узел: еще что-то может быть, но уже ничего быть не может…
Ирина Кленская и Алексей Пензенский изучают, какими же были герои оперы — Ленский, Онегин, Татьяна, Ольга — на балах и в жизни. Как изменились идеалы женского облика по сравнению с XVIII веком? Какие муки можно было претерпеть ради того, чтобы оставаться «хорошенькой»? Как «европеизировалась» бальная мода у мужчин и женщин? Наконец, каким образом балам удавалось процветать во времена, когда танцевать стали мало?..

Последние события

«Моим подданным необходимы развлечения»

Премьера обновлённого семейного балета «Чиполлино», созданного по мотивам сказки Джанни Родари, состоялась на сцене Новосибирского театра оперы и балета.

Двойник Йонаса Кауфмана

Тенор Йонас Кауфман выпустил новый альбом «Двойник», записанный с пианистом Хельмутом Дойчем. Среди бонус-треков — песни Шумана, которые исполнил в 1994 году тогда никому неизвестный 25-летний певец.

День города в Царицыне

Особую программу празднования 878-летия Москвы подготовили в музее-заповеднике «Царицыно», который в этом году отмечает 250 лет со дня основания.

Поиск по сайту