Джакомо Пуччини
Дата публикации: 22 декабря 2021
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
22 декабря 1883 года в Париже родился композитор и дирижер Эдгар Варез. Его называют одним из пионеров электронной музыки. Своей работой он доказал: звук, его окраска и физические характеристики, важны ничуть не меньше, чем мелодия и гармония. Отец видел сына инженером и продолжателем семейных традиций. Но препятствовать увлечению музыкой не стал, особенно после того, как одаренный юноша получил место перкуссиониста в оркестре Туринской оперы. Варез был знаком с Роменом Ролланом, ему составлял протекцию Рихард Штраус, а Клода Дебюсси начинающий композитор называл «одним из величайших новаторов всех времен». Творческая зрелость Эдгара Вареза пришлась на американский период его жизни: он переехал в Нью-Йорк во время Первой мировой войны. Его первым состоятельным произведением обычно называют «Концерт для большого симфонического оркестра с расширенной группой ударных инструментов и пожарной сирены». Критики, не готовые оценить музыкальные новации, не щадили авангардного сочинителя. А он страдал от того, что не может реализовать свои идеи из-за элементарного несовершенства электроники. Лишь к концу жизни мировой технологический прорыв позволил Эдгару Варезу адекватно озвучить свои произведения. К тому времени созрело и общественное мнение: из музыканта-маргинала он превратился в гуру «новой музыки».
В этот день в 1857 году циркуляром Почтового департамента была выпущена в обращение первая почтовая марка России. За шесть лет до этого знаменательного момента за границу для изучения опыта использования марок был командирован специальный чиновник, но его ценный опыт остался невостребованным из-за Крымской войны. Изначально разрабатывался проект круглой марки с двуглавым орлом в центре, но после обсуждения в высших сферах было решено напечатать герб на прямоугольнике без зубцов. Эскиз марки утверждал лично император Александр II. Стоила она одну копейку.
22 декабря 1858 года в тосканском городке Лукка родился композитор Джакомо Пуччини. Музыка была для него делом наследственным: церковным хором управлял еще его прапрадед. В схожем качестве начал свою карьеру и Джакомо. По утверждениям биографов, решение посвятить себя сугубо светским оперным сочинениям молодой церковный органист принял после того, как побывал в Пизе на представлении «Аиды» Джузеппе Верди. Обучение в миланской консерватории Пуччини подытожил своей первой оперой «Виллисы». Заметный успех пришел к нему через пять непростых лет, когда удалось поставить на сцене туринского Королевского театра музыкальную версию романа аббата Прево «Манон Леско». В своих произведениях композитор опирался на модель французской лирической оперы, однако старался, как он сам выражался, противопоставить «пудре и менуэтам отчаяние и страсть». Причем, заглавные роли у Пуччини — всегда женские. «Богема», «Тоска», «Мадам Баттерфляй» — оперное наследие итальянского мастера продолжает украшать репертуары лучших театров мира. Среди весьма немногочисленных работ Пуччини в других жанрах обычно выделяют две оркестровые пьесы — «Симфоническое каприччо» и «Гимн Риму».
Последние события
Ретроспективная выставка Константина Петрова
Российская академия художеств представит ретроспективную выставку произведений народного художника РФ Константина Петрова. Проект приурочен к юбилею мастера. Экспозиция откроется 4 декабря.
Фестиваль «Уроки режиссуры» выходит на финишную прямую
В Москве завершаются показы спектаклей в рамках конкурсной программы VIII фестиваля «Уроки режиссуры». Последние показы пройдут до конца этой недели.
Вышла антология «Звуковой обзор-4»
Фирма «Мелодия» и Союз композиторов России выпускают антологию «Звуковой обзор-4». В этом году проект посвящён вокальной и оперной музыке отечественных авторов.