Идеальный мир Гюстава Флобера

Дата публикации: 20 января 2013

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Гюстав Флобер — один из трех великих реалистов Франции, чье творчество определило магистральное развитие литературы в XIX веке и оказало решающее воздействие на развитие французского романа. О своеобразии флоберовской прозы — ее особенной поэтике и новаторских художественных открытиях размышляют авторы программы «Лабиринты»…
Евгений Жаринов: «Гюстав Флобер — бесконечно любимый мною автор. По мнению многих литературоведов, это не писатель XIX века — по своей ментальности он превзошел XIX век. Неслучайно Эмиль Золя испытывал к нему огромный пиетет и даже написал роман в духе Флобера. <…> Сегодня уже известно, что Флобер был мистиком. Он искренне полагал, что церковь сдает свои позиции, и что на ее место должна прийти литература, а место священника должен занять писатель. Писатель, в свою очередь, создавая свои картины, должен уводить читателя в мир идеального и мир мечты, таким образом, давая ему надежду. Как это, на самом деле, противоположно реализму и „натурализму“, к которым относят творчество Флобера. Мы не знаем, кто он: вроде бы реалист, но также и натуралист, и вроде бы что-то еще…»
Значение Флобера в истории французской литературы и публицистики настолько огромно, что трудно поддается оценке. Принято считать, что его творчество стало связующим звеном между этапом бальзаковского реализма первой половины XIX века и этапом так называемого «натурализма», представленным во второй половине XIX века Эмилем Золя и его школой. Флобер вывел в литературу целый ряд молодых талантливых прозаиков, одним из которых был, например, Ги де Мопассан. Наблюдения Флобера над литературным процессом своего времени служили и служат своеобразными ориентирами для критиков и исследователей вплоть до нашего времени. Наконец, его романы содействовали развитию целых направлений и жанровых форм мировой литературы.
Постулат объективного, самодвижущийся сюжет, имперсональное искусство — вот лишь некоторые из художественных новшеств, предложенные Флобером и реализованные в его творчестве. Об основных принципах его литературной эстетики размышляет доктор филологических наук, писатель и литературовед Евгений Жаринов…

Последние события

МАМТ покажет «Анну Болейн»

Премьерная серия показов оперы Гаэтано Доницетти «Анна Болейн» начнётся 25 июня в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Главную партию исполнит Хибла Герзмава.

На Сцене «Мельников» появится спектакль по Томасу Манну

Студенческий спектакль «Волшебная гора» войдёт в репертуар Сцены «Мельников». На новой площадке Театра на Бронной постановку по одноимённому роману Томаса Манна студенты ГИТИСа показали 19 июня.

«Голоса Суздаля» зазвучали

Начал работу фестиваль духовной музыки «Голоса Суздаля». Второй по счёту смотр открылся 21 июня концертом Московского мужского хора «Кастальский».

Поиск по сайту