В поисках совершенства. Алхимия

Дата публикации: 10 февраля 2013

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Очередной выпуск программы «Лабиринты» посвящен алхимии — древней мистической практике, которую в разное время интерпретировали, как форму ритуального герметического искусства, «примитивную химию», протонауку и даже протопсихологию. Что же представляла собой алхимия, и какова была ее высшая цель на самом деле?..
Алхимия есть непреложная наука, работающая над телами с помощью теории и опыта и стремящаяся путём естественного соединения превращать низшие из них в более высокие и драгоценные видоизменения. (Р.Бэкон).
Считается, что слово «алхимия» происходит от арабского аль-кимия (где аль — арабск. артикль), которое в свою очередь восходит к греческому chemeia (от cheo — лью, отливаю, что указывает на связь алхимии с искусством плавки и литья).
Другое толкование этимологии слова, говорит нам о том, что «алхимия» происходит от египетского иероглифа «хми», означавшего черную плодородную землю, в противовес бесплодным пескам. Этим иероглифом обозначался Египет, место, где, как считается, возникла алхимия, которую также нередко называли «египетским искусством».
В основе философской концепции алхимии лежит идея витальности (от лат. vitalis — жизненный, животворящий и vita — жизнь). По мнению алхимиков, главное воплощение жизни заключается в непрерывном становлении — процессе постоянного изменения и совершенствования. Целью алхимиков во всех культурах является осуществление качественных изменений внутри одушевлённого или неодушевлённого предмета, его «перерождение» и переход «на новый уровень».
Из закона витальности происходит другой важнейший принцип алхимии — трансмутация, утверждающий то, что в мире не существует неизменчивых — раз и навсегда установленных твердых структур, которые бы не могли превращаться в иные структуры.
Важнейшей задачей средневековые алхимики считали превращение неблагородных металлов в благородные и ценные. Для этого было необходимо приготовление двух таинственных веществ, с помощью которых можно было бы достичь желанного облагораживания (трансмутации) металлов. Наиболее важный из этих двух препаратов, который должен был обладать свойством превращать в золото не только серебро, но и такие металлы, как свинец, ртуть и прочие, носил название философского камня — также красного льва и великого эликсира. Другое таинственное средство, уже второстепенное по своим свойствам, носившее название белого льва или белой тинктуры, имело способность превращать в серебро все неблагородные металлы.
Евгений Жаринов: «...В понимании алхимиков, все металлы несут в себе золото. Потому что есть понятие идеального металла. А идеальным металлом они считали золото. На это убеждение помимо прочего оказало влияние христианство: в качестве даров волхвы приносят новорожденному Иисусу елей, миру и золото. Золото у алхимиков обретает божественный статус. Все остальные металлы, по их мнению, больны и нуждаются в лечении. А панацеей от этой болезни является философский камень…»
О таинствах алхимии, европейской истории ее развития и влиянии на современную науку рассказывает доктор филологических наук, писатель, публицист и переводчик Евгений Жаринов…

Последние события

МАМТ покажет «Анну Болейн»

Премьерная серия показов оперы Гаэтано Доницетти «Анна Болейн» начнётся 25 июня в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Главную партию исполнит Хибла Герзмава.

На Сцене «Мельников» появится спектакль по Томасу Манну

Студенческий спектакль «Волшебная гора» войдёт в репертуар Сцены «Мельников». На новой площадке Театра на Бронной постановку по одноимённому роману Томаса Манна студенты ГИТИСа показали 19 июня.

«Голоса Суздаля» зазвучали

Начал работу фестиваль духовной музыки «Голоса Суздаля». Второй по счёту смотр открылся 21 июня концертом Московского мужского хора «Кастальский».

Поиск по сайту