Костюмы Бакста

Дата публикации: 20 июля 2025

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«В каждом цвете существуют оттенки, выражающие иногда искренность и целомудрие, иногда чувственность, иногда гордость… Художник, умеющий извлекать пользу из этих свойств, подобен дирижёру, извлекающему тысячу звуков». Лев Бакст, которому принадлежат эти слова, несомненно, проверил формулу на себе.
Костюмы Бакста
В мир балета он попал в 1903 году, когда братья Легаты, балетмейстеры Петербургской императорской труппы, пригласили его в качестве декоратора в постановку балета «Фея кукол». Но всеобщую известность приобрёл благодаря «Русским сезонам» с их костюмами в стиле модерн. Уже в первом из парижских проектов, в 1909-10-м годах, упор делается на изысканный экзотизм с нотой подчёркнутой чувственности. Дягилевская антреприза учитывала запросы западной публики, привыкшей к ориентальным мотивам. Создавая, например, костюмы Клеопатры и Зобеиды для Иды Рубинштейн, Бакст охотно прибегает к своей теории о символике и эмоциональной силе цвета. «Именно так я поступил в „Шехерезаде“, — писал он. — На меланхоличный зелёный я наложил тёмно-синий, наполненный отчаянием, хотя это может показаться парадоксальным. Существует красный цвет триумфа и цвет убийства». Неудивительно, что эта теория сработала. В мае 1911 года рафинированный Марсель Пруст пишет композитору Рейнальдо Ану: «Скажите Баксту тысячу раз, что я им восхищаюсь, не зная ничего более прекрасного Шехерезады».
А ещё была «Жар-птица» Карсавиной (русская сказка в соединении с узорами Индии), «Послеполуденный отдых Фавна» и равелевские «Дафнис и Хлоя» с акцентами из прекрасной античности. «Художник может ждать от зрителя, что тот почувствует именно те импульсы, которые он намеревается вызвать», — бессловно напоминает всем Бакст. В 1964 году, оформляя плафон театра Гранд-Опера, Марк Шагал поместит на него Жар-птицу. Считается, что это дань Стравинскому. Но стоит помнить о том, что Шагал учился какое-то время живописи у Бакста. Так что в этом мемориале наверняка есть и память о декораторе.
Лев Бакст, Эскизы декораций и костюмов к Русским балетам, 1909–1921 годы. Собрания музеев мира и частные коллекции

Последние события

Иваново проведёт «Дни российской культуры»

Фестиваль искусств «Дни российской культуры» пройдёт с 23 октября по 6 ноября в Ивановской области. Откроется фестиваль спектаклем Театра имени Сац «В шесть часов вечера после войны».

Назначен исполняющий обязанности Щепкинского училища

Антон Лещинский назначен исполняющим обязанности ректора Высшего театрального училища имени Щепкина, сообщили в Минкультуры Ранее занимавший должность ректора Борис Любимов стал президентом вуза.

Лещенко готовит концерт в Кремлёвском дворце

Народный артист РСФСР Лев Лещенко посвятит концерт 50-летию песни «День Победы» и 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Вечер пройдёт 1 декабря в Кремлёвском дворце.

Поиск по сайту