Портрет Мусоргского

Дата публикации: 29 декабря 2021

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Если литературу Репин прославил портретами Гоголя, Тургенева, Льва Толстого, то музыку — в первую очередь портретом Мусоргского, с которого началась его галерея композиторов. Весной 1881-го года критик Стасов сообщил художнику, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии. «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически», — писал Стасов.
Репин воспринял это сообщение как миссию и за четыре сеанса — со 2-го по 5-е марта — создал единственный прижизненный портрет композитора, который считается теперь наиболее глубоким и точным. Художнику, конечно, нужно было торопиться, времени в его распоряжении было совсем мало. Но ему повезло. По воспоминаниям того же Стасова, «в начале поста для Мусоргского наступил такой период болезни, когда он посвежел, приободрился, повеселел, веровал в скорое исцеление и мечтал о новых музыкальных работах… К тому же, погода стояла чудесная, и большая с высокими окнами комната композитора была вся залита солнечным светом…» Мусоргский на портрете сидит одетый в халат с малиновыми бархатными отворотами, с наклоненной немного головой, в глубокой задумчивости. Падающий на лоб солнечный свет «гасит» болезненную красноту лица. Взъерошенные волосы, растрепанная борода напоминают о мятежном характере уставшего, но все еще сильного человека. Пустой задний план — Мусоргский будто изображен на фоне неба — рождает иллюзию открытого пространства. Этот человек в реальности и уже в истории — той истории, которая воздает каждому по заслугам.
В творчестве Репина это уникальный случай, когда портрет пришлось писать с человека, которому позировать уже было не надо. И именно этот схваченный эмоциональный эффект, достигнутая в работе широта и свобода, почти пленэрное присутствие света невероятно поразили современников, открыв для самого художника новую дорогу. Впереди его портреты Глинки, Бородина, Глазунова, Лядова, Римского-Корсакова, если говорить только о музыке…
Илья Репин, «Портрет композитора М. Мусоргского», 1881 год. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Последние события

Ретроспективная выставка Константина Петрова

Российская академия художеств представит ретроспективную выставку произведений народного художника РФ Константина Петрова. Проект приурочен к юбилею мастера. Экспозиция откроется 4 декабря.

Фестиваль «Уроки режиссуры» выходит на финишную прямую

В Москве завершаются показы спектаклей в рамках конкурсной программы VIII фестиваля «Уроки режиссуры». Последние показы пройдут до конца этой недели.

Вышла антология «Звуковой обзор-4»

Фирма «Мелодия» и Союз композиторов России выпускают антологию «Звуковой обзор-4». В этом году проект посвящён вокальной и оперной музыке отечественных авторов.